Об этом глава Министерства иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии П. Сийярто сообщил на ежегодных слушаниях в экономическом комитете Госсобрания (парламента) страны 3 декабря 2024 г.
Экономическая нейтральность Венгрии
П. Сийярто отметил, что несмотря на текущую турбулентность, экономика Венгрии сохранила стабильность и имеет потенциал к значительному росту в 2025 г.Причину этого министр видит в политике экономической нейтральности, которой Венгрии намерена придерживаться и впредь.
Тезисы от П. Сийярто:
- статус-кво в мировой экономике неоднократно переворачивался с ног на голову,
- экономические центры сместилась на восток, конкуренция за инвестиции стала более жесткой, чем когда-либо прежде,
- наблюдаются опасные процессы складывания экономических блоков, участие в таких блоках резко противоречит национальным интересам Венгрии,
- правительство вместо этого концентрируется на укреплении связей и связности, реализуя стратегию экономической нейтральности, сотрудничая как с восточным, так и с западным миром,
- экономическая нейтральность - это не идеология, а сама реальность,
- Венгрия стала европейским местом №1 для сотрудничества крупных западных и крупных восточных компаний, которые определяют будущее европейской, а также мировой экономики.
Полиэтиленовый пакет и газопровод
Стратегия экономической нейтральности действующего правительства нравится не всем в Венгрии.В ходе слушаний П. Сийярто вынужден был отвечать на нападки оппозиционных депутатов, в т.ч. активно выступившего Б. Тордаи (бывший сопредседатель партии Диалог за Венгрию, покинувший ее после выборов в Европарламент из-за несогласия с формируемой коалицией).
Б. Тордаи обвинил министра в том, что несмотря на регулярные визиты в Россию, курс на сохранение деловых связей не дает должного эффекта и не позволяет отстаивать позиции Венгрии.
Так, политик поинтересовался, почему Венгрия увеличивает закупки российского газа и платит за него выше рыночной цены, в то время как «весь остальной мир стремится оторваться от российских поставок, чтобы не финансировать войну Путина».
В ответ П. Сийярто доступно прояснил вопросы энергетической политики правительства, в частности, поставок газа в Венгрию.
Тезисы от П. Сийярто:
- мы отвергаем любые инициативы, которые могли бы повлиять на энергетическую безопасность Венгрии, и идеологизацию закупок энергоносителей,
- пока мы не можем покупать природный газ в полиэтиленовых пакет, поэтому приходится покупать его там, где есть газопровод, все остальное - фантастика,
- Венгрия получает российский газ по сухопутному продолжению газопровода Турецкий поток через Болгарию и Сербию,
- система других трубопроводов в регионе не в состоянии справиться с аналогичными нагрузками,
- природный газ в Венгрию в 2024 г. впервые поступил из Турции и Азербайджана,
- ведутся переговоры по увеличению импорта турецкого и азербайджанского газа, а также поставках СПГ из Катара, но мощности для этого еще не построены,
- существующих мощностей газопроводной системы Юго-Восточной Европы для этого недостаточно,
- Венгрия вместе с Болгарией, Румынией, Словакией, Грецией и Турцией обращалась к Еврокомиссии с просьбой выделить средства на модернизацию газотранспортной системы (ГТС) в Юго-Восточной Европе, но в ответ получила 0 евро,
- если нет более дешевого или надежного источника, чем российский газ, то призывы к отказу от него - не более чем политическая пропаганда,
- со стороны западноевропейских стран лицемерно критиковать Венгрию за покупку российского газа, в то время как, например, Франция увеличила импорт российского СПГ, а Германия увеличила импорт индийских нефтепродуктов, в то время как Россия нарастила поставки нефти в Индию,
- те, кто настаивает на том, чтобы мы не покупали российский газ, либо сами хотят заработать на продаже своего более дорогого газа, либо просто не знают, как выглядит транспортная энергетическая карта мира и нашего региона.
Венгрия получает российский газ по 2 маршрутам - сухопутному продолжению 2й нитки магистрального газопровода (МГП) Турецкий поток и через ГТС Украины.
В сентябре 2021 г. MVM заключила с Газпромом 2 15-летних контракта, предусматривающих поставки в общей сложности 4,5 млрд м3/год газа по маршрутам через Сербию (3,5 млрд м3/год из отвода от 2й нитки МГП Турецкий поток) и Австрию (1 млрд м3/год за счет поставок по работавшему на тот момент МГП Северный поток-1).
В середине августа Газпром начал поставки газа сверх установленных контрактов, был подписан договор с Газпромом, согласно которому в страну с 1 сентября должно поступать дополнительно 5,8 млн м3/сутки газа.
После прекращения поставок по МГП Северный поток-1, в октябре 2022 г. была достигнута договоренность об увеличении поставок российского газа в Венгрию по южному маршруту - сухопутному продолжению 2й нитки МГП Турецкий поток.
В случае прекращения украинского транзита после истечения действующего контракта в конце 2024 г., Венгрия сможет получать российский газ по южному маршруту.
10 октября 2024 г. на ПМГФ Газпром и MVM подписали меморандум о взаимопонимании в отношении возможности увеличения поставок российского газа в Венгрию.
В 2022 г. по МГП Турецкий поток и его продолжению через Болгарию и Сербию в Венгрию поступило 4,8 млрд м3 газа, в 2023 г. этот показатель увеличился до 5,6 млрд м3, а с начала 2024 г. - около 5,7 млрд м3, т.е. больше, чем за весь 2023 г.
В целом в 2024 г. Венгрия получила 6,7 млрд м3 газа российского происхождения, на основе долгосрочного контракта с поставщиком газа и дополнительных коммерческих контрактов уже зарезервировано 60% годового потребления газа в Венгрии.
Вопрос будет решен
Также Б. Тордаи поинтересовался у П. Сийярто, настолько ли важен российский газ для правительства, что оно рискует исключить Венгрию из глобальной системы расчетов из-за санкций США против Газпромбанка.Министр признал, что решение США относительно Газпромбанка очень серьезное, причем Венгрия затрагивается сразу по нескольким аспектам.
- до последнего времени через Газпромбанк проходили платежи за поставки российского газа в Венгрию, Словакию и некоторые другие страны Юго-Восточной и Центральной Европы,
- американские карательные меры, введенные уходящей администрацией Д. Байдена, удивительным образом затронули именно те страны, правительства которых симпатизируют избранному президенту Д. Трампу,
- можно обсудить, насколько это соответствует отношениям между союзниками, особенно когда американцы сделали исключение из санкций для тех банков, через которые проходят платежи за поставки урана из России,
- Газпромбанк подпадает под санкции, что затронуло Венгрию по 4 направлениям платежей - за поставки российского ядерного топлива для АЭС Пакше, транзит газа по территории соседних стран, а также за покупку газа по контрактам с Газпромом,
-
ничего страшного, мы решим этот вопрос,
- мы нашли решения по 3 вопросам из 4,
- в одном случае у нас уже есть юридическая основа для 2 конкурирующих правовых конструкций, из которых мы выберем лучшую.
Санкции против Газпромбанка, являющегося уполномоченным банком в рамках схемы «газ за рубли», США ввели 21 ноября 2024 г.
Уже 23 ноября, воспользовавшись случаем, П. Сийярто переговорил о сложившейся ситуации с первым замминистра энергетики РФ П. Сорокиным в г. Стамбул на полях международного форума по энергетике.
Более предметно вопросы платежей П. Сийярто обсуждал накануне выступления в парламенте, 2 декабря в ходе визита в г. Москва.
П. Сийярто встретился с вице-премьером РФ А. Новаком и главой МИД РФ С. Лавровым.
По словам министра, российская сторона заверила, что заинтересована в сохранении соглашений и продолжении поставок газа.
Ранее П. Сийярто говорил, что очередной платеж за поставки российского газа в Венгрию запланирован на 20 декабря и к этому сроку решение будет найдено.
Вариантов решения вопроса может быть несколько:
- договоренности стран-получателей российского газа с США о выдаче лицензий на операции с Газпромбанком (как это сделала Япония для проекта Сахалин-2),
- включение Газпромбанка в лицензию, исключающую из-под действия санкций платежи за энергоресурсы,
- изменение схемы платежей «газ за рубли» путем замены банка на российской стороне, подключения посредников из Турции, Азербайджана или Сербии (свои услуги в этом плане уже предложила Турция) или полный отказ от этой схемы.