Об этом заявил замминистра транспорта РФ А. Шило на полях Международного форума-выставки Транспорт России.
В настоящий момент документ полностью готов к применению. В его нынешней редакции уже учтены необходимые изменения.
При условии соблюдения ПНД в отношении всех грузов, приоритетность которых в РЖД вынужденно повышали, включая нефтепродукты и удобрения, не потребуется дополнительных преференций, отметил А. Шило.
Он подчеркнул, что, согласно ПНД, нефтепродукты обладают высокой приоритетностью, поскольку субсидированная перевозка относится к 4й очереди, а внутрироссийский транзит - к 6й очереди.
Подробнее об очередности грузов от А. Шило:
- раньше необходимость повышения приоритетности была обусловлена тем, что для поддержки угольщиков уголь отнесли к 3й очереди. Он занимал большую долю, поэтому вытеснял другие грузы, в т.ч. нефтепродукты;
- если же уголь поднимут в 3ю очередь, то понадобится дополнительное решение;
- если приоритетность этого ископаемого топлива не поднимать, о транспортировке нефтепродуктов не стоит переживать, поскольку они будут вывозиться в соответствии с правилами;
- всего существует 12 очередей, т.е. топливо и удобрения обладают достаточно высокой приоритетностью.
Хронология событий:
- в марте 2024 г. нефтяные грузы были повышены с 6й до 3й очереди. Это произошло в рамках временных правил РЖД, действовавших с 2022 г. после приостановки ПНД. Как уточнялось ранее, Минэнерго РФ добивалось этого с середины 2023 г.;
- в мае 2024 г. А. Новак поручил Минэнерго РФ и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) изучить риски поставок нефтепродуктов на фоне снижения приоритета их перевозки по ж/д, предусмотренного обновленными ПНД;
- в июле 2024 г. вице-премьер РФ поручил представить в правительство согласованные предложения по приоритизации поставок нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ) по ж/д на внутрироссийский рынок;
- в конце июля 2024 г. Правительство РФ изучало вопрос сохранения приоритета перевозок нефтепродуктов по ж/д для внутреннего рынка.
- однако в августе 2024 г. действие временных правил перевозок по сети РЖД продлили до 31 декабря 2024 г.
Правила недискриминационного доступа (ПНД)
- введены в 2003 г.;
- обеспечивают всем компаниям равный доступ к перевозкам;
- устанавливают приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми;
- в то же время грузовые разделены на категории по значимости - от специальных, включая перевозки в регионы, пострадавшие от ЧП, до транзита скоропортящейся продукции, сырьевых энергогрузов.
В марте 2022 г. для многих предприятий закрылись привычные рынки сбыта продукции в Европе, поэтому действие ПНД было приостановлено. Тогда на смену одному документу пришел новый.
Сначала нефтепродукты оказались в 5й очереди по приоритету перевозок. Представители нефтяных компаний массово жаловались на отказы РЖД в перевозке топлива.
Недовольство привело к тому, что сначала нефтепродукты повысили до 4й очереди, а с марта 2024 г. - до 3й очереди.
Обновленная редакция ПНД
Как отмечалось ранее, в измененных ПНД закреплен приоритет перевоза грузов в условиях ограниченной пропускной и провозной способности инфраструктуры.
В зависимости от характера отправки (субсидируемая внутренняя или экспортная), уголь, нефтепродукты, удобрения и ряд др. грузов будут размещаться с 6й очереди и ниже.
Приоритетом обладают грузы, по которым есть соответствующие указы и поручения президента.
Автор: К. Кожемяченко