Это следует из анализа данных S&P Global Commodities at Sea и Maritime Intelligence Risk Suite, опубликованного S&P Global 12 ноября 2024 г.
Россия и теневой флот
Согласно представленным S&P Global данным:- теневой флот танкеров, используемых для перевозки подсакнционной нефти в мире:
- насчитывает 889 танкеров водоизмещением более 27 тыс. т,
- это составляют около 17% мирового флота нефтяных танкеров,
- суммарный дедвейт теневого флота составляет 111,6 млн т;
- Россия активно использует теневой флот:
- контролирует 586 судов общим дедвейтом 57,2 млн т, чтобы обойти режим потолка цен,
- из этого числа 260 танкеров относятся к типоразмеру LR2/Aframax, 184 - MR, Suezmax - 84, LR1/Panamax - 46, VLCC - 12,
- российская госкомпания Совкомфлот, сам попавший под санкции нескольких западных стран, управляет значительной частью флота либо напрямую, либо через дочки в других странах,
- доля российского экспорта нефти на танкерах, работающих вне механизма потолка цен, в сентябре 2024 г. достигла рекордного уровня в 83,8%.
Куда идет российская нефть
По данным S&P Global, в октябре средняя загрузка танкеров нефтью в российских портах составила 3,74 млн барр./сутки, что на 240 тыс. барр./сутки или на 7% выше сентябрьского уровня.Рост аналитики отмечают 3й месяц подряд после 11-месячного минимума в 3,24 млн барр./сутки в июле.
Статистика по морскому экспорту нефти, которую ведет Bloomberg на базе собственных данных отслеживания танкеров, дает меньший показатель - средний 4-недельный объем отгрузок нефти из российских портов по данным за неделю, завершившуюся 3 ноября, составил 3,36 млн барр./сутки (3,42 млн барр./сутки за неделю по 10 ноября).
Основным пунктом назначения танкеров теневого флота, используемых Россией, в период с 1 января по 15 октября 2024 г., по данным S&P Global, была Индия (58%), за ней следовал Китай (15%).
Мьянма, у которой есть нефтепровод, ведущий в Китай, заняла 6%.
В октябре 2024 г.:
- Индия импортировала 1,74 млн барр./сутки российской нефти, в основном, сорта Urals, что на 90 тыс. барр./сутки меньше, чем в сентябре, но все равно составляет почти 40% от общего объема поставок в октябре;
- Китай получил 1,23 млн барр//сутки российской нефти по морю,
- самый значительный рост поставок нефти в октябре пришелся на турецкие нефтеперерабатывающие заводов (НПЗ) - поставки в порты страны выросли на 144 тыс. барр./сутки или на 84%, по сравнению с сентября, достигнув 4-месячного максимума в 316 тыс. барр./сутки, в конце октября после планового ремонта, начавшегося 5 сентября, возобновил работу турецкий НПЗ Star мощностью 212 тыс. барр./сутки.