Об этом сообщил Интерфаксу зампредседателя Туркменгаза М. Арчаев в кулуарах международной конференции и выставки «Нефть и газ Туркменистана – 2024».
Причины остановки поставок от М. Арчаева:
- у нас сейчас в направлении РФ поставки природного газа не осуществляются;
- с середины этого года, по обоюдному согласию сторон;
- пока процесс переговоров продолжается, загадывать о перспективах сотрудничества в области поставок газа на будущее не могу.
Объем поставок газа ныне откровенно некритичен для обеих сторон.
Зампредседателя Туркменгаза также отметил, что в 2024 г. государственный концерн ожидает добычи свыше 80 млрд м3 /год газа.
Геополитика
На туркменский газ в свое время очень рассчитывала Европа, продвигая проект Транскаспийского газопровода из Туркменистана.После начала СВО РФ на Украине (см. за 24 октября 2024 г.) потребность в природном газе из Туркменистана стала критически важной для ЕС.
С другой стороны, в Туркменистане сейчас не лучшие времена: экономический кризис, падение уровня жизни и тд, и власти отчаянно хотят увеличить экспорт природного газа.
Но, похоже, власти Туркменистана отдали предпочтение наращиванию связей с 2 странами - соседями: РФ и Ираном.
Отношения РФ и Туркменистана. Зачем Газпрому туркменский газ?
В 2019 г. контрактом с Туркменгазом Газпром подстраховал свои растущие поставки в Европу и оптимизировал газоснабжение российских регионов.Затем в схему добавился Узбекистан, который в начале декабря 2022 г. столкнулся с дефицитом энергоресурсов в связи с приходом в Среднюю Азию аномальных холодов.
Когда у Узбекистана начал ощущаться дефицит газа, Газпром брал из своего портфеля туркменский газ.
С учетом микроскопического логистического плеча все были довольны, кроме, возможно, Туркменгаза.
Для экономии газа в Узбекистане:
- были закрыты автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС);
- прекращен экспорт газа;
- увеличен импорт из соседних стран газа, электроэнергии, угля и мазута.
В рамках этой договоренности Туркменистан должен был поставить до 1,5 млрд м3 газа из расчета 20 млн м3/сутки.
Однако сбой на месторождении Галкыныш прервал поставки в середине января 2023 г., восстановить их удалось лишь спустя 9 дней.
В настоящее время в продлении контракта между Газпромом и Туркменгазом не была заинтересована ни одна из сторон, поскольку ситуация стабилизовалась и у России, и у Узбекистана, и у Туркменистана:
- в Узбекистан идет газ Газпрома:
- в июне 2023 г. Узбекистан заключил 2-летний договор с Газпромом о закупке природного газа с объемом поставок примерно 2,8 млрд м3/год,
- поставки стартовали 7 октября 2023 г.;
- Туркменистан строит МГП ТАПИ:
- проект МГП Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ) инициировали еще в 2000х гг., но лишь в июле 2013 г. страны-участницы проекта подписали протокол об учреждении консорциума TAPI Pipeline Co. Ltd,
- в сентябре 2024 г. Туркменистан и Афганистан приступили к строительству афганского участка газопровода,
- в октябре 2024 г. власти Казахстана сообщили о переговорах о вхождении в проект. Желание войти в проект ТАПИ можно только приветствовать, хотя в последнее время власти Казахстана ведут не по - соседски странную политику: то говорят о создании большого консорциума по строительству АЭС, то отказываются от БРИКС и тд.
Экономика Туркменистана основана на экспорте газа, на который приходится 80% доходов государственного бюджета.
Долгая история отношений Туркменистана с РФ знает остановки экспорта газа.
Газпром экспортирует туркменский газ по долгосрочному контракту с Туркменгазом.
Этапы охлаждения отношений уже были в 2009 г. и 2015 г.
В 2009 г. случился взрыв на магистральном газопроводе (МГП) Средняя Азия - Центр - 4 (САЦ-4), ответственность за который Газпром и Туркменгаз возлагали друг на друга, на восстановление поставок ушел почти 1 год.
В 2015 г. Газпром экспорт подал иск против Туркменгаза в Стокгольмский арбитраж в связи с ценовым спором, оценив свои потери в 5 млрд долл. США.
В 2016 г. Газпром останавливал импорт туркменского газа, поскольку стороны не договорились о ценах.
Это было тогда, когда экспорт туркменского газа сократился с более чем 40 млрд м3/год в 2008 г. до примерно 4 млрд м3/год в 2015 г.
С тех пор таких объемов экспорта в РФ уже нет.
В 2019 г. Газпром возобновил импорт туркменского газа по 5-летнему контракту с Туркменгазом в объеме до 5,5 млрд м3/год.
Объемы небольшие, но поступившие в госбюджет средства даже от такого объема помогли тогда правительству Туркменистана на фоне очень сложной экономической ситуации в стране.
В 2021 г. Россия увеличила импорт туркменского газа примерно до 10 млрд м3/год.
А. Миллер посетил Туркменистан 29 августа 2022 г. и тепло встретился с С. Бердымухамедовым и Г. Бердымухамедовым.
Хотя власти Туркменистана молчат о СВО РФ на Украине, есть косвенные признаки поддержки России в этом конфликте: наметился рост поставок туркменской продукции в РФ, в тч агропродукции.
Кстати, С. Бердымухамедов в 2008 - 2011 гг. учился в Дипломатической академии МИД РФ.
Отношения Ирана и Туркмении
После поездки в Россию, 2 поездка в качестве президента Туркменистана С. Бердымухамедова была Иран 14 июня.Еще в 2017 г. ирано-туркменские отношения резко ухудшились, когда Туркменистан перекрыл поставки газа на север Ирана, сославшись на неуплату долга на сумму около 1,8 млрд долларов, который накопился в течение 10 лет лет. Северные регионы Ирана плохо подключены к энергосистеме страны, и туркменский газ был необходим для поддержания экономики региона.
В настоящее время 2 страны близки к погашению долга.
Туркменистан и Иран также ведут переговоры о возобновлении поставок газа и расширении существующего соглашения о своповых поставках:
- Туркменистан поставляет до 2 млрд м3/год газа на север Ирана,
- Иран отправляет такое же количество газа в Азербайджан, за что Азербайджан платит Туркменистану.
Туркменистан с 2003 г. поставляет электроэнергию в Иран, хотя поставки несколько раз прерывались из-за разногласий.
Туркменистан возобновил экспорт электроэнергии в Иран в июне 2021 г.
Позже в 2021 г. во время визита главы МИД Туркменистана Р. Мередова в Иран было подписали соглашение о строительстве ЛЭП 400 кВ для увеличения экспорта туркменской электроэнергии в Иран.