Об этом сообщил Ъ со ссылкой на данные консультационного центра Гекон.
Отмечается, что основные отгрузки велись через порты Мурманска, а поставки через балтийские порты, расширение которых инициировал в 2023 г. Росатом, сократились на 50%.
Также рост поставок был увязан с необходимостью ремонта (ППР) флота в Китае.
В ближайшее время эксперты не ожидают существенного увеличения отгрузок нефти по СМП из-за слабости китайского спроса.
По данным консультационного центра Гекон, поставки нефти по СМП в 2024 г. выросли на 30%, до 1,9 млн т. Это подтверждается и данными Kpler.
Эти поставки включают:
- рейсы из портов Мурманска,
- рейсы из портов Балтики;
- прямые поставки с арктических Приразломного и Новопортовского месторождений Газпром нефти.
Также нефть отправляли Сургутнефтегаз и Русвьетпетро (СП Зарубежнефти и Petrovietnam). Отгрузки от Роснефти не зафиксированы.
В 2024 г. нефтекомпании, по данным Гекона:
- резко сократили объемы отгрузок нефти по СМП через балтийские порты (Приморск и Усть-Луга) - на 47%, до 320 тыс. т, т.к. отдали предпочтение отправке из Мурманска из-за более короткого логистического плеча до Китая;
- на отгрузки из Мурманска пришлось более 70% перевезенных по СМП в Китай объемов нефти;
- стали менять привычные логистические схемы отгрузок сырья с арктических месторождений, перенаправляя грузы на восток по СМП;
- суммарно около 150 тыс. т нефти по СМП было поставлено напрямую с Приразломного и Нововортовского месторождений.
- в 2023 г. российские нефтекомпании выполнили 6 рейсов по СМП в Китай;
- в 2024 г., по даннымГекона» и Kpler, - 3.
Для всех судов с ледовым классом Ice1-Ice3 период плавания - до 20 октября, для судов с бульбом и ледовым классом Arc4-Arc5 - до 31 октября.
По данным Росатома, всего по СМП в 2023 г. перевезено 36 млн т грузов.