Об этом свидетельствуют данные сервисов отслеживания судов.
Прямой рейс Asya Energy
Хронология перехода Asya Energy:- 15 сентября 2024 г. судно загрузилось на Арктик СПГ-2 и ушло по СМП в восточном направлении по Северному морскому пути (СМП),
- прохождение СМП танкер завершил 24 сентября,
- к побережью п-ва Камчатка подошел 27 сентября,
- не снижая скорости и не совершая подозрительных маневров танкер проследовал вдоль восточного побережья п-ва Камчатка и 29 сентября вошел в Охотское море,
- на данный момент судно продолжает движение в Охотском море со скоростью 11,6 узла, от северной оконечности о-ва Сахалин его отделяет порядка 146 морских миль.
Такой маршрут танкера-газовоза Asya Energy указывает на то, что судно, в отличие от проходившего восточный сектор СМП 10 днями ранее Everest Energy, не стал заходить к плавучему хранилищу СПГ Koryak FSU (Коряк ПХГ), доставленному в бухту Бечевинская в июле 2023 г.
Bloomberg предполагает, что танкер следует напрямую к потенциальным покупателям в Северной Азии.
Однако пока непонятно, продолжит ли Asya Energy путь к какому-либо регазификационному терминалу в регионе или осуществит перевалку борт-в-борт (STS) на другое судно, чтобы скрыть происхождение груза и защитить конечных потребителей от санкций США.
С момента начала отгрузок СПГ с проекта Арктик СПГ-2 в августе 2024 г., ни один танкер-газовоз, забравший груз с завода, еще не заходил в порт какой-либо страны.
При этом операции STS были зафиксированы западными медиа - Bloomberg со ссылкой на спутниковые снимки писал, что в августе 2024 г. танкер-газовоз Pioneer осуществил перевалку СПГ с Арктик СПГ-2 на другой танкер - New Energy у берегов Египта.
Сейчас издание сообщает, что 3 из 6 грузов с Арктик СПГ-2 доставлены на плавучие хранилища Koryak FSU в Камчатском крае и Saam FSU (Саам ПХГ) в Мурманской области.
Эти FSU были построены для работы в составе морских перегрузочных комплексов (МПК) в Камчатском крае и Мурманской области, которые были задуманы как элементы оптимизации логистических схем проектов Ямал СПГ и Арктик СПГ-2, принимая СПГ, доставленный танкерами-газовозами ледового класса Arc7 с этих СПГ-заводов для дальнейшей перевалки на конвенциональные суда.
Санкционные игры вокруг Арктик СПГ-2
Арктик СПГ-2, Koryak FSU и Saam FSU, а также ряд танкеров-газовозов, подозреваемых в вывозе СПГ с проекта Арктик СПГ-2 находятся под санкциями США, а с недавнего времени - еще и Великобритании.Так, под санкциями находятся Pioneer, Asya Energy, Everest Energy, New Energy, а также North Way, North Air, North Mountain, North Sky (изначально эти суда предназначались для использования в проекте Арктик СПГ-2, хотя переваливали СПГ с Ямал СПГ) и еще одно судно -Mulan.
Кроме того, под санкциями 7 танкеров-газовозов Arc7, строящиеся на ССК Звезда, в т.ч. 3 уже практически достроенных судна Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте (передача первого из них для Арктик СПГ-2 возможна в конце 2024 г.).
Bloomberg утверждает, что руководство НОВАТЭКа, основного владельца Арктик СПГ-2, проехало по всему миру, чтобы найти покупателей на попавший под санкции СПГ, и заключили несколько сделок в Китае и с другими азиатскими покупателями.
Китайское подразделение НОВАТЭКа, Novatek China Holdings, которое США считают частью сбытовой программы СПГ с проекта Арктик СПГ-2, также попало под санкции.
В свою очередь, НОВАТЭК заявил, что не участвует в создании или управлении теневым флотом и сбыте СПГ с Арктик СПГ-2 и пригрозил исками за распространение недостоверной информации.
Компания особо подчеркнула, что вся деятельность проекта Арктик СПГ 2, включая операционную и коммерческую, находится исключительно под управлением руководства оператора проекта.
Путь Пионера
Тем временем, сервисы отслеживания судов показывают, что танкер-газовоз Pioneer прошел часть своего маршрута, включающего Красное море, и 29 сентября оставил позади Баб-эль-Мандебский пролив.В настоящее время судно следует на восток в Аденском заливе вдоль побережья Йемена.
Pioneer стал первым зафиксированным танкером-газовозом СПГ, который с января 2024 г. прошел по всему водному пути через Суэцкий канал и Красное море на фоне нападений хуситов на западные и израильские суда.
Другие танкеры-газовозы, в т.ч. перевозящие российский СПГ, совершали более длительные переходы вокруг южной оконечности Африки.
Bloomberg отмечает, что согласно данным отслеживания судов, в списке пунктов назначения у Pioneer недавно появилось «Not Support Israel» (не поддерживает Израиль).
Сейчас танкер в качестве пункта назначения показывает «For orders» (до дальнейших указаний).
При этом судно не разгружалось в других местах и теперь приближается к потенциальным покупателям в Азии.