Это 17 июня подтвердил премьер Р. Головченко в эфире ТВ Беларусь 1 после встречи с А. Лукашенко.
Тезисы Р. Головченко:
- работа ведется активно, первые документы уже подписаны;
- сейчас ведется предпроектная работа;
- со стороны руководства России, правительства и области все необходимые согласования и поручения получены;
- срок, который уже назывался, остается актуальным - 2028 г. с учетом масштабности проекта;
- этот проект будет важным для повышения конкурентоспособности белорусского экспорта.
- в СМИ проскочила информация, что, по-моему, Дания рассматривает вопрос об ограничении прохода российских танкеров;
- мы прекрасно понимаем, что нелогичные, аномальные действия представителей западного мира могут привести к осложнению или, возможно, даже блокаде выхода из Балтийского моря;
- поэтому выход в Северный Ледовитый океан - абсолютная гарантия безопасности для поставок белорусских грузов.
Тезисы главы белорусского правительства:
- все наши расчеты показывают, что при доставке грузов по СМП, даже если все остальные маршруты будут готовы, доставка белорусских грузов в страны Юго-Восточной Азии, Китай будет гораздо короче и по срокам, и дешевле по стоимости;
- поэтому на этом проекте мы очень сосредоточены, и работа по нему ведется в очень бодром режиме.
В феврале 2024 г. посол Белоруссии в РФ Д. Крутой сообщал, что В. Путин и А. Лукашенко поставили задачу обеспечить объем перевалки белорусских экспортных грузов через российские порты на уровне 20 млн т/год к концу 2026 г.
Можно предположить, что основным перевалочным грузом в Мурманском терминале станут белорусские минеральные удобрения, поскольку в 2023 г. Минтранса Беларуси изучал несколько площадок для строительства с Беларуськалием.
Однако построить терминал мало, еще нужно увеличить пропускную мощность железных дорого из Белоруссии до г. Мурманска.
16 апреля Р. Головченко на встрече с М. Мишустиным поведал, что Беларусь приступила к созданию порта в Мурманской области.
Тогда же сообщалось, что:
- это будет мультимодальный комплекс, рассчитанный на разные грузы, как сыпучие, так и нефтепродукты;
- рассматривается возможность размещения терминала для TEU контейнеров;
- первые грузы начнут поступать в 2028 г.;
- строительство будет финансироваться за счет частных инвестиций и частного государственного партнерства.
Морской терминал Ворота Арктики
ООО Морской терминал Ворота Арктики:- зарегистрировано 1 апреля 2024 г. ;
- место регистрации - нп. Мишуково Кольского района Мурманской области. д. 19, офис 50;
- уставной капитал - 180 млн рублей;
- доли участия:
- 99% - белорусский Логистик Энерджи (г. Минск, ул. Победителей, д.116, бенефициар Малярова Нелли Борисовна),
- 1% - гражданка Белоруссии Н. Малярова;
- гендиректор - гражданин Белоруссии А. Бунаков - бывший директор Белшины.
Северный морской путь
- судоходный маршрут в российской Арктике, который проходит вдоль северных берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек;
- длина СМП от пролива Карские ворота до бухты Провидения - 5,6 тыс. км;
- на трассе находятся свыше 50 портов;
- маршрут через СМП почти в 2 раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток;
- в 2018 г. был принят федеральный закон, который наделял Росатом функциями в сфере развития инфраструктуры СМП;
- в 2022 г. Росатом учредил ФГБУ Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), в чьи задачи вошло управление судоходством на СМП.
Автор: А. Гончаренко