Об этом 11 июня 2024 г. сообщил Ъ со ссылкой на данные Kpler.
Экспорт растет
Экспорт СПГ из России за январь-май 2024 г. составил 14,47 млн т СПГ, что на 3,8% больше, чем за аналогичный период 2023 г.В мае 2024 г. экспортировано 2,8 млн т СПГ, из которых 0,58 млн т не номинированы, что также на 3,8% больше в годовом сравнении.
По СПГ-заводам в годовом сравнении:
- Ямал СПГ за 5 месяцев увеличил отгрузки на 4%, до 8,99 млн т СПГ, в мае - на 4,3%, до 1,76 млн т:
- в страны ЕС было поставлено 7,26 млн т СПГ, или 80,8% всех отгрузок,
- ключевые потребители в ЕС - Франция (2,7 млн т), Испания (1,76 млн т), Бельгия (2,35 млн т),
- Сахалин-2 за 5 месяцев 2024 г. увеличил отгрузки на 1,56%, до 4,4 млн т, в мае - на 1,8%, до 0,898 млн т,
- КСПГ Портовая за 5 месяцев 2024 г. увеличил экспорт на 10%, до 0,728 млн т, в мае - на 1%, до 0,15 млн т,
- Криогаз-Высоцк за 5 месяцев увеличил отгрузки на 19%, до 0,33 млн т, в мае - на 40%, до 0,049 млн т.
В 2023 г. производство СПГ в России сократилось на 2,4% и составило 32,9 млн т, общий объем экспорта сократился также на 2%.
Снижение производства СПГ в России в 2023 г. было ожидаемым.
Причиной такой динамики стали летние планово-предупредительные ремонты (ППР) на линиях сжижения крупнотоннажных проектов Ямал СПГ и Сахалин-2, в результате чего:
- Ямал СПГ произвел в 2023 г. 19,88 млн т СПГ по сравнению с 21 млн т в 2022 г. (снижение на 5,3%),
- Сахалин-2 - 10,2 млн т в 2023 г. против 11,5 млн т в 2022 г. (снижение на 11,3%).
Что с газом НОВАТЭКа
Основным рынком сбыта СПГ у НОВАТЭКа остается Европа, тогда как Сахалин-2 по традиции работает исключительно на азиатский рынок.На текущий момент поставки осуществляются беспрепятственно, но в рамках рассматриваемого в ЕС 14го пакета антироссийских санкций обсуждается возможность запрета на использование европейских портов для реэкспорта поставок СПГ из России, предназначенных для третьих стран.
Это означает возможность запрета на перевалку российского СПГ в портах ЕС, в первую очередь в бельгийском Зебрюгге и французском Монтуаре, где НОВАТЭК переваливает СПГ на конвенциональные суда со своих танкеров ледового класса, что упрощает и удешевляет логистику.
Венгрия ранее давала понять, что не поддержит новый пакет санкций в нынешнем виде, опасаясь, что возможные ограничительные меры против поставляемого из России СПГ могут привести к росту цен на энергоносители в ЕС, что, в свою очередь, может ударить по экономике самой Венгрии.
Однако итоговая конфигурация 14го пакета санкций пока не определена.
НОВАТЭК ранее рассчитывал использовать для перевалки СПГ терминалы в Мурманской области и в Камчатском крае, но они попали под санкции США.
Также компания в 2023 г. вернулась к перевалке СПГ борт-в-борт у о. Кильдин в Мурманской области.
В случае ввода запрета на перевалку СПГ в ЕС, НОВАТЭК может продолжить использование этой схемы, но транспортное плечо до рынков сбыта удлиниться.
Как следует из данных системы отслеживания судов Kpler, НОВАТЭК пополнил флот Ямал СПГ 4 конвенциональными танкерами-газовозами - North Air, North Mountain, North Sky, North Way, которые начали курсировать в апреле-мае.
Танкеры были заказаны в 2021 г., вероятно, для проекта Арктик СПГ-2, т.к. флот Ямал СПГ на тот момент был полностью укомплектован (15 танкеров Arc7, 7 танкеров Arc4 и 4 конвенциональных танкера).
Арктик СПГ-2 находится под санкциями США и не может получить танкеры-газовозы Arc7, что препятствует началу отгрузок.
Новые 4 танкера строились на южнокорейской SHI и оформлены на дубайскую White Fox Ship Management.
При удлинении транспортного плеча и нехватке танкеров-газовозов новые газовозы будут для НОВАТЭКа очень полезны.
НОВАТЭК возобновил поставки СПГ в Кувейт, которые прежде происходили спорадически.
В начале июня 2 апрельские партии дошли до терминала Al-Zour LNG Terminal.
Кувейт покупает СПГ, чтобы высвободить для экспорта свой мазут и использовать СПГ для ТЭС.
В Азии сейчас для выработки электроэнергии газ выгоднее использовать, чем мазут, из-за значительного роста цен.