USD 88.2824

+0.47

EUR 96.2637

+0.48

Brent 83.86

+0.16

Природный газ 2.182

-0

3 мин
...

У северного завоза будет единый оператор, но пока в пилотном режиме. Соглашение подписано на ПМЭФ-2024

Создан оператор будет в Чукотском автономном округе - наиболее зависящем от сжатых сроков навигации регионе, что позволит максимально точно настроить работу системы.

У северного завоза будет единый оператор, но пока в пилотном режиме. Соглашение подписано на ПМЭФ-2024

Источник: Минвостокразвития РФ

Москва, 7 июн - ИА Neftegaz.RU. Росатом, Минвостокразвития РФ и правительство Чукотского автономного округа подписали соглашение о сотрудничестве в рамках пилотного проекта по запуску работы единого морского оператора северного завоза.
Соглашение заключено 7 июня 2024 г. на 27м Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), подписи под документом поставили глава Росатома А. Лихачев, глава Минвостокразвития РФ А. Чекунков и губернатор - председатель правительства Чукотского автономного округа В. Кузнецов.

Северный завоз с оператором

Основной целью документа является отработка механизма бесперебойной и экономически эффективной доставки грузов на территории северного завоза.
Согласно закону «О северном завозе» оператор должен будет осуществлять регулярные каботажные перевозки грузов жизнеобеспечения между морскими портами по льготным тарифам.
Перечень таких грузов утвержден распоряжением правительства РФ от 02.12.2023 № 3462-р.
Маршрут и график рейсов будет утверждаться федеральным координатором северного завоза (Минвостокразвития РФ) на основании предложений оператора.

Тезисы от А. Лихачева:
  • наш приоритет в проработке запуска единого морского оператора - сохранение абсолютной надежности поставок и стабилизация стоимости транспортировки грузов северного завоза морским путем,
  • Росатом всегда берется за максимально сложные задачи,
  • поэтому и пилот мы начинаем с одного из самых непростых регионов, как с точки зрения логистики, так и природных условий,
  • обеспечение Чукотского автономного округа грузами северного завоза требует нетривиального подхода, и решение этой задачи позволит в будущем распространить его на все заинтересованные в подобной услуге регионы.
Тезисы от А. Чекункова:
  • северный завоз - это прежде всего сложная, многоэтапная логистика, сопряженная с трудностями ледовой обстановки,
  • основные объемы жизненно важных грузов завозятся водными видами транспорта, при этом возможность их доставки в отдельные районы существует всего несколько недель в году,
  • в целях обеспечения бесперебойности снабжения по поручению президента в закон о северном завозе включены положения о запуске с 1 января 2026 г. единого морского оператора северного завоза,
  • реализация в 2025 г. пилотного проекта на Чукотке, как наиболее зависящем от сжатых сроков навигации регионе, позволит обеспечить максимально точную настройку работы данной системы.
Тезисы от В. Кузнецова:
  • для нас соглашение о сотрудничестве с Росатомом - серьезный шаг по улучшению системы доставки грузов на Чукотку,
  • 2 главных аспекта:
    • будет обеспечено достаточное количество флота для перевозки необходимого нашему округу груза, при этом у нас появится горизонт планирования на 3 года,
    • стоимость логистики - в 3-летнем соглашении прописано, что стоимость фрахта корректируется ежегодно только на размер инфляции, т.е. мы не только стабилизируем саму систему доставки, мы стабилизируем и цену.
  • практически Росатом берет на себя всю логистику от момента загрузки на корабль до выгрузки груза,
  • позитивные изменения на Чукотке должны увидеть уже в 2025 г.

Зачем оператор северному завозу?

В настоящее время северный завоз осуществляется в 25 регионах РФ, его объем составляет более 3 млн т/год грузов.
Через этот механизм жизненно важные товары, прежде всего топливо, продукты, лекарства, получают более 3 млн человек, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям.
На Дальнем Востоке и в Арктике из 1800 населенных пунктов, относящихся к территориям северного завоза, 2/3 не имеют круглогодичной связи с федеральными дорогами.
В отдельных районах окно для доставки груза составляет менее 2 месяцев в году.
Основные объемы завозятся водными видами транспорта, что зависит от ледовой обстановки и проходимости рек, соответственно, полный цикл закупки товаров и доставки составляет до 1,5 лет и более.

Для решения этих проблем потребовался единообразный подход к планированию и управлению завозом, что позволит повысить надежность поставок жизненно важных товаров, сократить сроки доставки и повысить эффективности северного завоза.
В августе 2023 г. был принят федеральный закон о северном завозе, который вступил в силу с апреля 2024 г.
Закон предусматривает:
  • создание централизованной системы управления северным завозом, включая 3-летний цикл планирования, информатизацию всех этапов;
  • создание федеральной государственной информационной системы, которая сделает процесс прозрачным и конкурентным,
  • приоритет при перевозке и обслуживании грузов жизнеобеспечения северного завоза,
  • запуск с 1 января 2026 г. единого морского оператора северного завоза - уполномоченного правительством РФ юридического лица, осуществляющего регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами.
Внедрение всех положений закона позволит сократить сроки доставки товаров северного завоза в среднем на 25% и сэкономить до 20% от стоимости товаров для конечных потребителей.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram