В 2024 г. власти РФ ожидают, что объем транзитных грузов достигнет 3 млн т/год, что примерно на 50 % больше, чем в 2023 г.
В 2023 г. транзитные перевозки составили около 2,2 млн т/год.
Всего в 2023 г. объем перевозок составил 36,254 млн т/год, целевой показатель был превышен более чем на 250 тыс. т.
Основные объемы транспортировки по СМП - нефть и сжиженный природный газ (СПГ).
Россия также стремится развивать круглогодичные контейнерные перевозки.
Сотрудничество с Китаем поможет достижению этих целей.
Во время визита В. Путина в китайский г. Харбин в мае 2024 г. РФ и Китай учредили совместную подкомиссию по развитию СМП в рамках Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств.
Возглавляют подкомиссию Росатом и Министерство транспорта Китая.
А. Лихачев: наша задача - в кратчайшие сроки создать совместную программу расширения китайского транзита по СМП.
В 2023 г. по СМП был запущен 1й регулярный контейнерный маршрут китайской NewNew Shipping Line, соединяющий порты Китая и Южной Кореи с севером России (Архангельск, Санкт-Петербург и Мурманск) и странами Балтии.
Совершено 8 рейсов.
NewNew Shipping Line:
- имеет флот 6 судов легкого и среднего ледового класса;
- в 2023 г. осуществляла обслуживание в период с начала июля по декабрь;
- планы на 2024 г. - 12 рейсов;
- контейнеровоз Xin Xin Hai 1 вместимостью 2,741 TEU в конце мая 2024 г. получил разрешение на рейс туда и обратно.
Другой китайский оператор, Safetrans Logistics, намерен отправить на маршрут 2 судна типоразмера Panamax летом 2024 г.
Вообще - то это первые в арктическом судоходстве.
Однако для круглогодичного использования СМП необходимы не только ледоколы, но и суда с высокой ледостойкостью.
Спецпред Росатома по Арктике В. Панов:
- новые морские перевозки в настоящее время ограничены периодом летне-осенней незамерзающей навигации;
- чтобы перейти на круглогодичные перевозки, необходимо строить арктические контейнеровозы ледового класса Arc7;
- на 1 этапе проекта мы планируем построить до 5 судов;
- наша цель - обеспечить круглогодичные контейнерные перевозки по СМП между Китаем и северо-западными портами РФ в течение 3 лет.
Санкции США привели к задержке в строительстве арктических контейнеровозов.
НОВАТЭК объявил было о своем намерении начать круглогодичные поставки в 2023 г., но нехватка судов высокого ледового класса и суровые ледовые условия вынудили его пересмотреть свое решение.
Строительство судов Arc7 зависло в Южной Корее из-за санкций, а производство на собственных судов на российских верфях замедлилось до минимума.
Россия не может получить даже уже построенные на южнокорейских верфях танкеры-газовозы для Арктик СПГ-2.
Есть надежда на китайские верфи, которые ранее соперничали с другими верфями за строительство танкеров - газовозов ледового класса для Арктик СПГ-2.