Об этом сообщил спецпредставитель госкорпорации по Арктике В. Панов во время выступления на ПМЭФ-24.
Петербургский международный экономический форум проходит с 5 по 8 июня 2024 г. в Санкт-Петербурге.
Тезисы В. Панова:
- мы работаем как раз с грузоотправителями, можно говорить о новом рекорде:
- до 3 млн т мы планируем перевезти в эту летне-осеннюю навигацию;
- наши расчеты, основанные на сегодняшний день на планах всех грузоотправителей, говорит о том, что к середине 2030х гг. мы выйдем на общий грузопоток по СМП до 250 млн т, что будет сопоставимо с мощностью Восточного полигона на сегодняшний день.
Тезисы В. Панова:
- мы уже просчитывали;
- мы недалеко от пилотного проекта, когда мы попробуем запустить грузоперевозки именно через реки с выходом на Северный морской путь, для дальнейшего экспорта продукции предприятий на Урале.
По его словам, к августу 2024 г. Росатом планируем подписать соответствующий протокол, и в октябре этого года будет проведено 1е заседание.
Соглашение Росатома и китайской NewNew Shipping
Росатом и китайская судоходная компания займутся организацией круглогодичной навигации по СМП, соответствующее соглашение было подписано на полях ПМЭФ-2024.Подробности соглашения:
- документ подписан с российской стороны компанией Русатом Арктик (предприятие Росатома),
- с китайской - судоходной компанией Hainan Yangpu NewNew Shipping Co. Ltd;
- предусматривает организацию круглогодичной контейнерной линии между портами 2х стран с использованием акватории Северного морского пути.
Компания NewNew Shipping - один из первых иностранных контейнерных операторов, который начал регулярные рейсы по Северному морскому пути.
Порт Архангельска: перспективы транзита
Порт Архангельска на маршруте СМП особенно перспективен для импорта, экспорта и транзита товаров из Китая в Европу, сообщил генеральный директор Китайской транспортно-экспедиционной компании Кэ Цзинь в ходе сессии Северный морской путь: расширяя арктические горизонты на ПМЭФ-2024.Тезисы Кэ Цзиня:
- мы считаем, что маршрут через СМП между Китаем и Россией, особенно через порт Архангельска, это будущий потенциал развития как для рынка России, перевалки импортного и экспортного грузопотока, так и перекресток развития транзитной перевозки в Европу;
- в 2023 г. наша компания выполнила первые 8 контейнерных рейсов из Китая в Санкт-Петербург, Калининград и Архангельск, чтобы получить опыт и показать, что маршрут СМП может быть выгоднее привычных мировых логистических маршрутов;
- в этом году по арктическому пути мы особенно выделим перевозки между Китаем и Россией через порт Архангельска:
- во-первых, это позволит сократить транзитный срок доставки грузов, мы планируем осуществить 3-4 рейса каждого судна между Китаем и Россией за период навигации,
- во-вторых, у Архангельска идеальное месторасположение от Москвы - всего 1,1 тыс. км для перевалки импортных грузов из Китая.
Порт Мурманска - главный контейнерный хаб?
Губернатор Мурманской области А. Чибис считает, что порт Мурманска может стать главным контейнерным хабом в Арктике, для чего необходимо обеспечить соответствующую портовую и логистическую инфраструктуру.Об этом он сообщил в сказал Чибис в ходе сессии Северный морской путь: расширяя арктические горизонты на ПМЭФ-2024.
Тезисы А. Чибиса:
- Мурманск может стать главным контейнерным хабом в Арктике;
- это то, над чем мы сейчас активно работаем с инвесторами;
- для этого необходима инфраструктура, но первые проекты с достаточно большим объемом грузоперевалки уже реализуются.
Глубоководный и незамерзающий порт Мурманска работает круглогодично и входит в топ-5 крупнейших в России.
Тезисы А. Чибиса:
- Мурманск - базовый порт СМП;
- грузооборот по итогам 2023 г. составил 58 млн т;
- рост почти на 3% к 2023 г;
- мы работаем вместе с правительством России и компаниями над задачей, поставленной президентом РФ В. Путиным по увеличению мощности мурманского порта до 110 млн т/год.
Северный и ледокольный флоты
Обеспечивающий безопасность в Арктике Северный флот и единственный в мире флот ледоколов позволяют России занимать лидирующую позицию в освоении и развитии СМП, интерес к которому растет среди всех стран, заявил в ходе сессии Северный морской путь: расширяя арктические горизонты министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Чекунков на ПМЭФ-2024.Тезисы А. Чекунова:
- Северный флот и наш единственный и уникальный флот ледоколов, эти 2 компонента - главный залог того, что СМП - это транспортный коридор мирового значения, но Россия в нем главный, ведущий и лидирующий игрок;
- интерес к Севморпути растет среди абсолютно всех стран, причем не всегда здоровый;
- риторика стран очень далеких от Арктики, практически экваториальных, такая, что СМП - для всех, но безопасность, навигацию и ледоколы, пожалуйста, обеспечьте, Россия;
- риторика западных стран - вообще не трогайте, не ходите, заморозьте, чтобы никакой навигации не было, при этом большая милитаризация и напряженность в Арктике.
А к 2035 г. общее количество перевезенных грузов составит 1,8 млрд т стоимостью 111 трлн руб., при этом в бюджеты разных уровней поступит порядка 20 трлн руб. налогов.
Росатом и СМП
Северный морской путь - судоходный маршрут в российской Арктике, который проходит вдоль северных берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек.Длина СМП от пролива Карские ворота до бухты Провидения - 5,6 тыс. км.
На трассе находятся свыше 50 портов.
Маршрут через СМП почти в 2 раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток.
В 2018 г. был принят федеральный закон, который наделял Росатом функциями в сфере развития инфраструктуры СМП.
В 2022 г. госкорпорация, по распоряжению властей России, учредила ФГБУ Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), в чьи задачи вошло управление судоходством на СМП.