Это следует из протокола совещания у вице-премьера РФ А. Новака от 28 мая 2024 г., с которым ознакомилась РИА Новости.
В протоколе указано, что Минэнерго РФ (С. Цивилеву), Минпромторгу РФ (В. Алиханову), Минтрансу РФ (Р. Стравойту) совместно с РЖД и нефтяными компаниями поручено представить отчет правительству о достаточности вагонов-цистерн с учетом оборачиваемости вагонов и предложить меры, способствующие решению вопросов отгрузки топлива, учитывая баланс использования цистерн в 2018–2027 гг.
А. Новак также рекомендовал Минэнерго России и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России проанализировать логистические риски поставки нефтепродуктов, которые связаны с новыми правилами недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
Постановление о внесении поправок в правила доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре премьер-министр РФ М. Мишустин подписал 27 мая 2024 г.
Они вступают в силу 1 сентября 2024 г.
В конце мая 2024 г. Ъ сообщал со ссылкой на источники в нефтекомпаниях, что дефицит цистерн сказывается на поставках сжиженных углеводородных газов (СУГ) нефтехимическим предприятиям.
По данным участников рынка, с начала года не удалось отгрузить десятки тыс. т СУГ, а закупка цистерн затруднена из-за загрузки мощностей вагоностроителей и роста цен.
Так, дефицит вагонов-цистерн привел к невыполнению плана отгрузки СУГ более чем на 50 тыс. т в январе-апреле 2024 г.
Это вызвало снижение переработки нефти на НПЗ и повлекло нарушение обязательств по поставке моторных топлив потребителям в России.
Топ-менеджеры нефтегазовых компаний предлагали снять для цистерн запрет продления срока службы на 3-5 лет и скорректировать планы заводов по их выпуску.
Источники газеты Коммерсантъ отмечали, что к 2027 г. возможен дефицит парка.
Позднее в пресс-службе Минпромторга РФ пояснили:
- мощности российских заводов в состоянии удовлетворить потребность в вагонах-цистернах для перевозки нефтепродуктов и СУГ при обеспечении среднесрочной контрактации,
- но продление срока службы такого подвижного состава полностью не решит вопросы;
- сейчас ключевым вопросом эксплуатации цистерн для перевозки топлива является именно оборот вагонов и их длительный простой под выгрузкой и загрузкой.
Срок службы вагонов
- нормативный срок службы вагонов различается в зависимости от их типа и составляет от 22 до 40 лет:
- для полувагонов - 22-32 года,
- нефтебензиновых цистерн - 32 года,
- платформ - 40 лет;
- после этого срока подвижной состав не допускается на пути общего пользования, продление нормативного срока службы по большинству типов вагонов на сегодня не предусмотрено;
- в соответствии с приказом Минтранса РФ с 1 января 2016 г. действует запрет на перевозки в вагонах, в отношении которых выполнены работы по продлению назначенных сроков службы, за исключением ряда исключений.
Автор: А. Хасанова