Об этом 22 мая 2024 г. сообщил Reuters со ссылкой на 2 источника в отрасли.
Первый экспортный терминал СУГ
15 мая 2024 г. в преддверии визита президента РФ В. Путина в Китай Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) сообщил, что договорился с китайским производителем нефтехимической продукции Hebei Haiwei об инвестициях в строительство первого на Дальнем Востоке морского терминала для перевалки СУГ.Параметры проекта:
- площадка - территория особой экономической зоны (ОЭЗ) Свободный порт в Советско-Гаванском районе Хабаровского края,
- назначение - обеспечения экспорта СУГ - пропана, бутана и пропан-бутанной смеси - от месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР),
- объем перевалки - 1 млн т/год СУГ (возможно увеличение до 10 млн т/год за счет перевалки других видов грузов помимо СУГ),
- режим отгрузки - круглогодичный,
- схема перевалки - вагон-склад-судно, обеспечивающая:
- прием СУГ из ж/д вагонов-цистерн,
- промежуточное хранение,
- налив в танкеры-газовозы или погрузку танк-контейнеров на суда-контейнеровозы,
- количество стендеров для налива СУГ в танкеры - 2,
- общая стоимость проекта - около 30 млрд руб., из которых РФПИ и китайский партнер вложат около 7 млрд руб.
Ремсталь начала строительство СУГ -терминала в порту Советская Гавань около 5 лет назад, но - не закончила.
Инвестиционное соглашение о строительстве транспортно-перегрузочного комплекса по перевалке СУГ было подписано Ремсталью с Корпорацией развития Дальнего Востока (КРДВ) в декабре 2019 г.
Предполагалось, что основными поставщиками предприятия будут ООО Иркутская нефтяная компания (ИНК) и ООО Газпромэкспорт.
В августе 2020 г. Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на представленные повторно проектную документацию и результаты инженерных изысканий на строительство транспортно-перегрузочного комплекса по перевалке СУГ в порту Советская Гавань.
Запуск терминала планировался во 2м полугодии 2023 г., но строительные работы были приостановлены из-за отсутствия финансирования.
Тогда у Газпрома был индифферентная политика по отношению к проекту.
Владелец Ремстали Р. Бадрутдинов сообщил, что компания рассчитывает возобновить строительство, как только поступят средства.
После начала СВО РФ на Украине (см. за 22 мая 2024 г.) ситуация серьезно изменилась.
Рынок СУГ на Западе был практически потерян российскими компаниями.
Взгляды не только Газпрома обратились на Восток.
Присутствие в проекте РФПИ семафорит о понимании властями РФ важности проекта.
Что дает новый СУГ-терминал?
Поставки СУГ с нового терминала позволят России обеспечить поставки для потребителей на востоке и юге Китая, а также во Вьетнаме, Южной Корее, Индонезии и др. странах.О полноценном замещении экспорта СУГ в европейском направлении речи не идет (ЕС в 12м пакете санкций ввел эмбарго на импорт СУГ из России, в силу он вступает с 20 декабря 2024 г.), но поставки на перспективный быстрорастущий рынок Китая Россия сможет увеличить кратно.
Китай является крупнейшим в мире потребителем и импортером СУГ, в основном, используемого в качестве топлива для автомобилей, отопления и для производства продуктов нефтехимии.
По данным Главного таможенного управления (ГТУ) КНР:
- в марте 2024 г. Китай увеличил импорт СУГ примерно на 46% по сравнению с февралем, до 3,08 млн т,
- США остались крупнейшим поставщиком в марте с объемом 1,6 млн т, что на 38% больше, чем в предыдущем месяце.
Поставки СУГ из России в Китай находится на сравнительно низком уровне:
- российские поставки в Китай в 2022 г. составил 4,3% от общего объема российского экспорта СУГ по железной дороге или 150 тыс. т,
- в 2023 г. показатель вырос до 5,6% или 202 тыс. т,
- в январе-апреле 2024 г. доля Китая в российском экспорте составил 8,9% или 106 тыс. т.
Автор: А. Игнатьева