Об этом 14 мая 2024 г. сообщил Bloomberg со ссылкой собственные данные по отслеживанию танкеров.
Морской экспорт
По данным издания:- поставки российской нефти на экспорт по морю за неделю, завершившуюся 12 мая 2024 г., составили 3,242 млн барр./сутки, сократившись на 436 тыс. барр./сутки по сравнению с показателем за предыдущую неделю,
- средний за 4 недели показатель, который Bloomberg считает более репрезентативным из-за меньшей подверженности волатильности, снизился на 176 тыс. барр./сутки, до 3,476 млн барр./сутки,
- в недельном выражении морской экспорт российской нефти был ниже целевого показателя, предусмотренного добровольными обязательствами России по дополнительному сокращению добычи и экспорта нефти в рамках ОПЕК+, на 270 тыс. барр./сутки (неделей ранее было превышение на 166 тыс. барр./сутки),
- в среднем за 4 недели экспорт был ниже целевого показателя на 11 тыс. барр./сутки (неделей ранее было превышение на 178 тыс. барр./сутки, различие целевых показателей на апрель и май Bloomberg учитывает),
- валовая стоимость российского морского экспорта нефти снизилась до 1,6 млрд долл. США, по сравнению с 1,85 млрд долл. США неделей ранее,
средний 4-недельный показатель сократился на 140 млн долл. США, до 1,79 млрд долл. США/неделю.
Напомним, что в своих публикациях по экспорту нефти нефти из России морским транспортом Bloomberg акцентирует внимание на 2 взаимоисключающих моментах.
Если экспорт растет, то на первый план выдвигается несоблюдение Россией обязательств перед ОПЕК+ или проблемы с нефтепереработкой после атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а если снижается - на проблемах с российским экспортом, в частности, из-за санкций.
По итогам недели, завершившейся 12 мая, издание указывает на то, что экспортные потоки российской нефти упали до 8-недельного минимума, при этом из крупных портов Приморск и Усть-Луга на Балтийском побережье и из Мурманска вышло меньше судов, чем неделей ранее.
Средний показатель за 4 недели также снизился, достигнув минимума за 10 недель.
Так, сейчас Bloomberg указывает, на то, что пока ни один танкер Совкомфлота (СКФ), попавший под санкции США, не осуществлял погрузку груза.
Но ситуация меняется - первый российский танкер, на который были наложены санкции США еще в октябре 2023 г., SCF Primorye, в конце апреля загрузил нефть Urals в порту Новороссийск на Черном море и сейчас пересекает Индийский океан.
Пунктом назначения судна указан Сингапур с датой прибытия 21-22 мая.
Скорее всего, танкер направляется в Китай, порты которого охотнее, чем порты других стран, принимают суда, принадлежащие компаниям, на которые наложены санкции.
Если Россия сможет без затруднений разгрузить свой груз, это может проложить путь для возвращения к работе других попавших под санкции танкеров СКФ.
По данным Bloomberg, СКФ переименовал и изменил маркировку по меньшей мере 10 из 21 своего судна, которые были внесены в список Минфина США за нарушение потолка цен, чтобы дистанцировать их от санкций.
Направления поставок
Отслеживаемые поставки азиатским потребителям, в т.ч. не имеющие конечного пункта назначения, снизились до 5-неделльного минимума и составили 3,08 млн барр./сутки в среднем за 4 недели по 12 мая по сравнению с 3,29 млн барр./сутки неделей ранее.В т.ч.:
- на танкеры, направлявшиеся в Китай, был погружен объем нефти, эквивалентный 1,11 млн барр./сутки по сравнению с 1,18 млн барр./сутки неделей ранее,
- на судах, направляющихся в Индию, в среднем находились объемы, соответствующие 1,52 млн барр./сутки нефти против 1,81 млн барр./сутки неделей ранее,
- эквивалент порядка 340 тыс. барр./сутки нефти находился на судах, следующих через Суэцкий канал, эти рейсы обычно заканчиваются в портах Индии или Китая.
В Европе после прекращения поставок в Болгарию единственным покупателем поставляемой морем российской нефти осталась Турция.
Экспорт в Турцию вырос до 6-недельного максимума в 396 тыс. барр./сутки.