Об этом 14 мая 2024 г. заявил кандидат на пост главы Минпромторга РФ А. Алиханов в ходе выступления в Госдуме РФ.
Вагонный вопрос
В ходе обсуждения кандидатуры А. Алиханова, первый зампред Комитета Госдумы по безопасности, представитель фракции ЛДПР А. Луговой поднял вопрос о возможности продления сроков эксплуатации вагонов, в т.ч. вагонов-цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) и нефтепродуктов.С предложением о временной отмене запрета на продление сроков эксплуатации вагонов в последнее время выступили несколько компаний.
Такое предложение А. Луговой назвал саботажем и ударом по вагоностроительной отрасли и спросил о позиции А. Алиханова по этому вопросу.
А. Алиханов сообщил, что Минпромторг РФ не поддерживает предложение о временной отмене запрета на продление сроков эксплуатации вагонов, поскольку вагоностроительная отрасль РФ может самостоятельно обеспечить транспортные компании этим видом техники.
Тезисы от А. Алиханова:
- запрет на продление сроков эксплуатации был утвержден президентом в 2015 г.
- у нас вагоностроительная отрасль крайне эффективно развивается, там очень высокий уровень локализации - 90% и выше по отдельным видам продукции,
- поэтому, если говорить о конкретных типах техники, которая связана с перевозкой СУГ и нефтепродуктов, мы эту продукцию производим,
- готовы обеспечить транспортные компании и перевозчиков этой продукцией,
- учитывая тот объем инвестиций, который был сделан, и созданные рабочие места, мы не поддерживаем изменение решения, которое в 2015 г. было принято президентом.
Сколько служат вагоны
Нормативный срок службы вагонов различается в зависимости от их типа и составляет от 22 до 40 лет:- для полувагонов - 22-32 года,
- нефтебензиновых цистерн - 32 года,
- платформ - 40 лет.
В соответствии с приказом Минтранса РФ с 1 января 2016 г. действует запрет на перевозки в вагонах, в отношении которых выполнены работы по продлению назначенных сроков службы, за исключением ряда исключений.
Надо ли продлевать?
Осенью 2023 г. на фоне разворачивающегося топливного кризиса и проблем РЖД с доставкой нефтепродуктов и других грузов начали звучать предложения о возвращении к вопросу продления срока эксплуатации подвижного состава в связи с дефицитом предложения.В частности, об этом сообщал крупнейший в России железнодорожный контейнерный оператор Трансконтейнер.
Опасения высказывали и нефтяные компании, указывавшие на нехватку подвижного состава, которая возникла из-за высоких темпов списания вагонов-цистерн в связи с истечением сроков службы.
Минтранс РФ в сентябре 2023 г. заявлял, что рассматривает возможность продления срока эксплуатации вагонов без проведения модернизации, но после сертификации и испытаний.
На совещании под председательством первого замминистра энергетики П. Сорокина 30 января 2024 г. рассматривался вопрос о продлении срока службы цистерн для транспортировки топлива, СУГ и нефтехимии на 4-6 лет, чтобы исключить рост их дефицита.
Против такой меры активно выступили Минпромторг и вагоностроители, указывающие на риски недозагруженности производственных мощностей вагоностроительных предприятий, что спровоцирует потерю компетенций и сокращение трудовых коллективов, резко ухудшит темпы обновления эксплуатируемого парка.
При этом по истечении продленного срока эксплуатации спрос на новые вагоны-цистерны резко вырастет, но удовлетворить его будет сложнее в случае утраты производственных мощностей.
В свою очередь, РЖД заявила, что дефицита вагонов-цистерн не видит.
По данным РЖД, на ее сети имеется более 265 тыс. вагонов-цистерн (всех видов, в т.ч. цистерн для перевозок СУГ, нефтехимических и пищевых грузов).
Проблемы с вагонами-цистернами, по мнению РЖД, связаны с длительным простоем цистерн в очереди к сливу на нефтебазах, преимущественно на юге страны.
Кроме того, в связи с задержками подвода танкерного флота также фиксируются случаи несвоевременного обеспечения выгрузки нефтепродуктов операторами морских терминалов на Дальнем Востоке.
Нефтяные компании в этой ситуации начали использовать вагоны-цистерны как склады на колесах, что также негативно влияет на обеспечение последующего подвода под погрузку порожнего подвижного состава.
В конце марта РЖД сообщала, что адаптировалась к изменению логистики доставки нефтепродуктов после восстановления с 1 марта запрета на экспорт бензина.
Так, был перестроен технологический процесс, перераспределены ресурсы для своевременной обработки поездов на станциях погрузки и выгрузки, идет плотное взаимодействие с нефтяными компаниями и владельцами вагон-цистерн.