USD 96.6657

-0.07

EUR 104.8094

+0.3

Brent 76.05

+0.13

Природный газ 2.56

+0.03

4 мин
...

Депутаты верхней палаты парламента Казахстана приняли закон о транспортировке российской нефти в Китай

Соглашение с Россией о сотрудничестве в этой области будет действовать до 1 января 2034 г.

Депутаты верхней палаты парламента Казахстана приняли закон о транспортировке российской нефти в Китай

Москва, 2 мая - ИА Neftegaz.RU. Депутаты Сената (верхней палаты) парламента Казахстана одобрили закон о ратификации протокола о внесении изменений в межправительственное соглашение с Россией о сотрудничестве в области транспортировки российской нефти через территорию Казахстана в КНР от 24 декабря 2013 г.
Трансляция заседания велась на сайте законодательного органа.

Ранее Мажилис (нижняя палата) парламента Казахстана принял данный закон о ратификации протокола.
Напомним, что протокол был принят 16 июня 2023 г. в г. Санкт-Петербурге.
Суть протокола заключалась, в том что им вносятся изменения в части определения компетентного органа для реализации соглашения:
  • с казахстанской стороны - это Минэнерго;
  • уполномоченной организацией от российской стороны - компания Роснефть.
Напомним, 15 мая 2023 г. Роснефть продлила и подписала свое соглашение с Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC) о поставке 100 млн т нефти на 10-летний период.

Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сената отметил, что казахстанская сторона будет облагать услуги по транспортировке нефти по указанным в соглашении маршрутам налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

Условия соглашения:
  • будет действовать до 1 января 2034 г.;
  • тариф на прокачку нефти утвержден на уровне 15 долл. США/т.
  • долгосрочная транспортировка российской нефти предусмотрена в объеме 10 млн т\год;
  • поправки в соглашение предусматривают включение 2го участка магистрального нефтепровода (МНП) Туймазы - Омск - Новосибирск – 2 (ТОН-2);
  • долгосрочная транспортировка российской нефти будет осуществляться по системе МНП по направлению граница России - граница Казахстана (МНП ТОН-2) - граница России - граница Казахстана (Прииртышск) - Атасу (Казахстан) - Алашанькоу (Китай).
Также продление соглашения до 2033 г. обеспечит загрузку Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) нефтью, поступающей по МПН Омск - Павлодар.
Планируется, что с 2024 г. по 2033 г. выручка за транзит российской нефти через территорию Казахстана в Китай по обоим участкам составит более 1,7 млрд долл. США.

После принятия закона парламентом протокол к соглашению о транспортировке российской нефти в Китай поступит на подпись президенту Казахстана.


Система МНП Казахстан - Китай

  • МНП Атасу - Алашанькоу является частью системы МНП Казахстан - Китай и принадлежит ТОО Казахстанско-Китайский Трубопровод, которое является паритетным СП КазТрансОйла и China National Oil and Gas Exploration and Development Company Ltd. (CNODC);
  • система МНП Казахстан - Китай проходит от г. Атырау на побережье Каспийского моря в Казахстане до Алашанькоу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР;
  • в Алашанькоу МНП Казахстан - Китай соединен с китайским МНП Алашанькоу - Душаньцзы, который поставляет нефть в основном НПЗ в Душаньцзы;
  • проектная мощность МНП Атасу - Алашанькоу составляет 20 млн т/год нефти, из них половина отводится для российской нефти, поступающей по МПН Омск - Павлодар;
  • 1я партия российской нефти по МНП Атасу-Алашанькоу была доставлена в Китай в 2006 г.;
  • в 2022 г. объем транзита российской нефти в Китай по этому маршруту составил около 9 млн т по сравнению с 10 млн т в 2021 г.;
  • за 4 месяца 2023 г. КазТрансОйл осуществил транзит 3,2 млн т российской нефти в Китай;
  • при этом Казахстан планирует расширение мощностей для поставок нефти, добываемой на своей территории, в Китай;
  • в апреле 2023 г. КазМунайГаз (КМГ) обсуждал с PetroChina (входит в CNPC), возможность увеличения поставок казахстанской нефти в Китай за счет расширения МНП Казахстан - Китай;
  • в 2022 г. объемы поставок из Атырау на восток увеличились, и сейчас мощности на участке Атырау - Кенкияк - Кумколь практически полностью загружены;
  • по участку МНП Атырау - Кенкияк в 2022 г. было поставлено 4,5 млн т нефти, по участку Кенкияк - Кумколь - 8,1 млн т нефти;
  • Казахстан планирует реализовать проект расширения МНП Казахстан на участке Атырау - Кенкияк - Кумколь;
  • в частности, участок МНП Кенкияк - Кумколь имеет мощность 10 млн т/год, за счет строительства 3 дополнительных НПС мощность может быть увеличена до 20 млн т/год;
  • в случае реализации этого проекта встает вопрос с транзитом российской нефти через Казахстан в Китай по участку МНП Атасу - Алашанькоу.

Роснефть и CNPC

  • Роснефть стала первой российской компанией, которая подписала долгосрочные контракты с китайской стороной, в т.ч. с CNPC;
  • Роснефть является основным российским поставщиком нефти в КНР, обеспечивая примерно 7% общей потребности китайского рынка в сырье;
  • в июне 2013 г. Роснефть и CNPC подписали 2 договора в рамках реализации российско-китайского межправсоглашения о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью;
  • согласно эти договорам, Роснефть до конца 1го полугодия 2038 г. поставит CNPC до 325,3 млн т нефти;
  • в целом в период с 2005 по 2022 гг. совокупные поставки Роснефти в Китай составили 442 млн т нефти;
  • дополнительно в феврале 2022 г. Роснефть и CNPC подписали контракт на поставку 100 млн т нефти в Китай через Казахстан до конца 2033 г.;
  • основными маршрутами поставок российской нефти в Китай является МНП Сковородино - Мохэ, а также порт Козьмино, которые связаны с МНП Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО):
    • ВСТО-1 проходит по маршруту Тайшет - Сковородино, его пропускная мощность составляет 80 млн т/год, оттуда уходит отвод в Китай на Мохэ,
    • ВСТО-2 идет от Сковородино до порта Козьмино, этот участок вышел на проектную мощность в 50 млн т/год в ноябре 2019 г., на 10 лет раньше планируемого срока;
  • на этом фоне транзитные поставки через Казахстан выглядят скромно, но это важный маршрут, т.к.:
    • мощности МНП ВСТО сильно загружены,
    • Восточный полигон РЖД останется перегруженным в среднесрочной перспективе, хотя логистические схемы с использованием ж/д-перевозок нефти сейчас восстанавливаются,
    • поставки российской нефти в Европу в настоящее время за некоторыми исключениями заблокированы.


Автор: П. Паршинова


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram