Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Тезисы Минэнерго РК:
- в среднесрочной перспективе рассматривается возможность строительства нефтепровода от Атырау до Курыка (казахстанский порт на берегу Каспийского моря - прим. ред.);
- также возможно увеличение транскаспийских морских перевозок нефти до 7 млн т/год, что соответствует существующим мощностям порта Актау;
- для этого потребуется порядка 10 новых танкеров дедвейтом 12 тыс. т для обеспечения безопасных перевозок;
- также будет изучаться возможность строительства нефтепровода по дну Каспия.
Традиционно казахстанская нефть экспортируется преимущественно на рынок Евросоюза, в Турцию, США и в страны Азии.
Значительная часть экспортных объемов казахстанской нефти транспортируется транзитом через Россию (КТК, трубопроводы Атырау - Самара и Махачкала - Новороссийск).
Эти маршруты транспортировки обеспечивают наилучшие показатели доходности для казахстанских нефтедобывающих компаний.
По итогам 2023 г. объемы транспортировки казахстанской нефти транзитом через территорию РФ составили 65,8 млн т, что составляет 93% от общего казахстанского экспорта нефти.
Тезисы ведомства:
- поддержание существующих маршрутов, особенно обеспечение надежной работы трубопровода КТК, остается приоритетом для Казахстана в рамках бесперебойного экспорта нефти;
- однако его безопасная и эффективная работа зависит от западного оборудования и услуг;
- на сегодняшний день министерством совместно с КазМунайГазом, международными нефтяными компаниями и КТК предпринимаются все усилия для бесперебойного обеспечения поставок оборудования в адрес КТК;
- казахстанской стороной проводятся консультации с соответствующими уполномоченными органами ЕС, США (OFAC) и Великобритании в целях разработки соответствующих освобождений/исключений в рамках законодательства ЕС/Великобритании по поставкам товаров и услуг для КТК для обеспечения его стабильной и надежной работы.
Трубопроводная система КТК
- один из крупнейших российско-казахстанских проектов;
- соединяет ключевые нефтяные месторождения запада Казахстана (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган), а также российские месторождения на шельфе Каспия с морским нефтетерминалом в районе г. Новороссийск;
- протяженность МНП Тенгиз - Новороссийск составляет 1511 км;
- отгрузка нефти осуществляется через 3 ВПУ на морском терминале в районе с. Южная Озеровка;
- акционеры КТК:
- Транснефть (доверительное управление) - 24%,
- КТК Компани - 7%,
- КазМунайГаз - 19%,
- Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%,Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%,
- LUKARCO B.V. - 12,5%,
- Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%,
- Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%,
- BG Overseas Holdings Limited - 2%,
- Eni International N.A. N.V. S.ar.l. - 2%,
- Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.
В 2024 г. КТК планирует отгрузить 70 млн т нефти, что на 10% превышает показатель за 2023 г.;
В 2026 г. консорциум намерен начать замену действующих с 2001 г. 2 ВПУ на морском терминале.
Автор: А. Гончаренко