Об этом сообщила газета Financial Times со ссылкой на данные аналитической компании Vortexa.
По данным Kpler (компания отслеживает танкерные перевозки во всем мире):
- почти все объемы, поставленные Ираном в 2024 г., ушли в КНР.
- на Иран приходится около 10й доли всего нефтяного импорта Китая, и агрессивное введение санкций в отношении Тегерана может дестабилизировать не только рынок нефти, но и отношения между КНР и США.
Старший аналитик и специалист по санкциям Vortexa А. Азизян:
- США недавно начали следить за отдельными танкерами, подозреваемыми в транспортировке иранской нефти, и ввели санкции в отношении 2х из них в феврале и еще 13 в апреле, но на экспорт это пока влияет слабо;
- иранцы очень хорошо находят лазейки;
- теперь они обманывают систему идентификации судов AIS, создавая впечатление, что находятся в одном месте, когда на самом деле они в другом, и поэтому их действия отследить сложно;
- в 2023 г. количество судов, используемых для перевозки иранской нефти, увеличилось примерно на 20%, до 253, а число супертанкеров, которые могут транспортировать до 2 млн барр., с 2021 г. выросло в 2 раза.
Он также отметил, что Иран может экспортировать нефть, куда захочет, причем с минимальным дисконтом, несмотря на санкции.
Напомним, 5 апреля 2024 г. стало известно, что Соединенные Штаты расширили санкционный список по Ирану, включив в него судоходную компанию Oceanlink и 13 связанных с ней нефтеналивных танкеров.
Как отметили тогда в Министерстве финансов США:
- меры в отношении базирующейся в ОАЭ судоходной компании Oceanlink Maritime приняты с целью ограничения доходов иранских военных;
- эта компания осуществляла поставки иранских товаров в интересах Генштаба ВС и Министерства обороны Ирана;
- судно HECATE, управляемое Oceanlink Maritime, недавно приняло в качестве груза топливо на сумму более 100 млн долл. США путем перегрузки STS (ship-to-ship, борт в борт) с другого танкера, на который наложены санкции.
Санкции против Ирана
- нефтяной сектор Ирана находится под санкциями США разной степени тяжести в течение многих лет;
- после краткого ослабления давления в 2018 г. санкции были восстановлены и расширены после выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе в 2018 г.;
- Иран, уже привыкший к санкционному давлению, научился через сложные серые схемы пользоваться услугами западных судоходных компаний и банковских структур;
- при этом сохраняя риски потерь своих нефтяных грузов, в случае, если на привлеченную к процессу транспортировки компанию оказывается давление со стороны США;
- в 2022 г. греческая судоходная компания Empire Navigation призналась в нарушении санкций, введенных США в отношении Ирана, и незаконной перевозке нефти. Власти США тогда конфисковали с танкера около 1 млн барр. иранской нефти;
- в феврале 2024 г. неожиданно выяснилось, что иранские власти в течение длительного времени тайно открывали счета для подставных компаний в британских банках Lloyds и Santander UK для обхода американских санкций;
- Lloyds и британское подразделение испанского банка Santander предоставляли счета подставным фирмам, зарегистрированным в Соединенном Королевстве, но на самом деле принадлежащим иранской государственной компании Petrochemical Commercial Company (PCC).