Об этом сообщило агентство Интерфакс-Казахстан.
Протокол был принят 16 июня 2023 г. в Санкт-Петербурге.
Им вносятся изменения в части определения компетентного органа для реализации соглашения, от казахстанской стороны - это Минэнерго, уполномоченной организацией от российской стороны - компания Роснефть.
Напомним, 15 мая 2023 г. стало известно, что Роснефть продлила и подписала свое соглашение с Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC) о поставке 100 млн т нефти на 10-летний период.
Тариф на прокачку нефти утвержден на уровне 15 долл. США/т.
Также в соглашение включен участок маршрута по магистральному нефтепроводу (МНП) Туймазы - Омск - Новосибирск – 2 (ТОН-2) и зафиксирован тариф 2,1 долл. США/т.
Таким образом, долгосрочная транспортировка российской нефти в объеме 10 млн т/год будет осуществляться по системе МНП по направлению граница России - граница Казахстана (МНП ТОН-2) - граница России - граница Казахстана (Прииртышск) - Атасу (Казахстан) - Алашанькоу (Китай).
Соглашение будет действовать до 1 января 2034 г.
Тезисы министра энергетики Казахстана А. Саткалиева:
- продление соглашения обеспечит загрузку нефтью ПНХЗ (Павлодарский нефтехимический завод) поступающей по нефтепроводу Омск-Павлодар;
- какие-либо риски отсутствуют;
- за период с 2024 г. по 2033 г. ожидаемая выручка за транзит российской нефти через территорию Казахстана в Китай по обоим участкам составит 1,710 млрд долл. США.
Система МНП Казахстан - Китай
- МНП Атасу - Алашанькоу является частью системы МНП Казахстан - Китай и принадлежит ТОО Казахстанско-Китайский Трубопровод, которое является паритетным СП КазТрансОйла и China National Oil and Gas Exploration and Development Company Ltd. (CNODC);
- система МНП Казахстан - Китай проходит от г. Атырау на побережье Каспийского моря в Казахстане до Алашанькоу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР;
- в Алашанькоу МНП Казахстан - Китай соединен с китайским МНП Алашанькоу - Душаньцзы, который поставляет нефть в основном НПЗ в Душаньцзы;
- проектная мощность МНП Атасу - Алашанькоу составляет 20 млн т/год нефти, из них половина отводится для российской нефти, поступающей по МПН Омск - Павлодар;
- 1я партия российской нефти по МНПАтасу-Алашанькоу была доставлена в Китай в 2006 г.;
- в 2022 г. объем транзита российской нефти в Китай по этому маршруту составил около 9 млн т по сравнению с 10 млн т в 2021 г.;
- за 4 месяца 2023 г. КазТрансОйл осуществил транзит 3,2 млн т российской нефти в Китай;
- при этом Казахстан планирует расширение мощностей для поставок нефти, добываемой на своей территории, в Китай;
- так, в апреле 2023 г. КазМунайГаз (КМГ) обсуждал с PetroChina, дочкой CNPC, возможность увеличения поставок казахстанской нефти в Китай за счет расширения МНП Казахстан - Китай;
- в 2022 г. объемы поставок из Атырау на восток увеличились, и сейчас мощности на участке Атырау - Кенкияк - Кумколь практически полностью загружены;
- по участку МНП Атырау - Кенкияк в 2022 г. было поставлено 4,5 млн т нефти, по участку Кенкияк - Кумколь - 8,1 млн т нефти;
- Казахстан планирует реализовать проект расширения МНП Казахстан на участке Атырау - Кенкияк - Кумколь;
- в частности, участок МНП Кенкияк - Кумколь имеет мощность 10 млн т/год, за счет строительства 3 дополнительных НПС мощность может быть увеличена до 20 млн т/год;
- в случае реализации этого проекта встает вопрос с транзитом российской нефти через Казахстан в Китай по участку МНП Атасу - Алашанькоу.
Роснефть и CNPC
- Роснефть стала первой российской компанией, которая подписала долгосрочные контракты с китайской стороной, в т.ч. с CNPC;
- Роснефть является основным российским поставщиком нефти в КНР, обеспечивая примерно 7% общей потребности китайского рынка в сырье;
- в июне 2013 г. Роснефть и CNPC подписали 2 договора в рамках реализации российско-китайского межправсоглашения о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью;
- согласно эти договорам, Роснефть до конца 1го полугодия 2038 г. поставит CNPC до 325,3 млн т нефти;
- в целом в период с 2005 по 2022 гг. совокупные поставки Роснефти в Китай составили 442 млн т нефти;
- дополнительно в феврале 2022 г. Роснефть и CNPC подписали контракт на поставку 100 млн т нефти в Китай через Казахстан до конца 2033 г.;
- основными маршрутами поставок российской нефти в Китай является МНП Сковородино - Мохэ, а также порт Козьмино, которые связаны с МНП Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО):
- ВСТО-1 проходит по маршруту Тайшет - Сковородино, его пропускная мощность составляет 80 млн т/год, оттуда уходит отвод в Китай на Мохэ,
- ВСТО-2 идет от Сковородино до порта Козьмино, этот участок вышел на проектную мощность в 50 млн т/год в ноябре 2019 г., на 10 лет раньше планируемого срока;
- на этом фоне транзитные поставки через Казахстан выглядят скромно, но это важный маршрут, т.к.:
- мощности МНП ВСТО сильно загружены,
- Восточный полигон РЖД останется перегруженным в среднесрочной перспективе, хотя логистические схемы с использованием ж/д-перевозок нефти сейчас восстанавливаются,
- поставки российской нефти в Европу в настоящее время за некоторыми исключениями заблокированы.
Автор: А. Хасанова