Об этом на конференции «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие» рассказал замдиректора департамента реализации проектов Северного морского пути (СМП) - начальник отдела развития инфраструктуры СМП Росатома К. Стасюк, его слова 6 марта 2024 г. приводит РБК.
Финансирование ушло
Как отметил К. Стасюк:- в бюджете на 2025-2026 гг. отсутствует 14,9 млрд руб., необходимые для строительства морского грузового терминала на мысе Наглейнын в порту Певек (Чукотка),
- средства в полном объеме выделены только на 2024 г., на 2025 г. в бюджете отсутствует 12,4 млрд руб., на 2026 год - 2,5 млрд руб.,
- Росатом входил в проект с нерешенным вопросом о финансировании,
- Минтранс взял на себя обязательство выделить из бюджета за счет программы «Развитие транспортной системы» 12,4 млрд руб. на 2025 г.,
- в рамках госпрограммы средства, выделенные по лимиту Минфина, были распределены на другие цели,
- чтобы обеспечить строительство терминала на мысе Наглейнын, теперь необходимо дополнительное финансирование,
- Росатом, как распорядитель бюджетных средств, в 2023 г. подавал в Минфин бюджетную заявку, но она была отклонена, т.к. средства должен был предоставить Минтранс,
- в 2024 г. Росатом подготовит новую заявку.
Напомним, что объем бюджетных инвестиций в строительство морского терминала у мыса Наглейнын составит более 27,6 млрд руб. в 2023-2026 гг.
Пресс-служба Росатома уточнила, что строительство объектов федеральной собственности терминала ведется в соответствии с заключенным в декабре 2023 г. госконтрактом, работы выполняются в соответствии с календарным планом.
Ведется подготовка строительной техники, материалов, мобилизация персонала для доставки к месту работ.
Строительно-монтажные работы начнутся в мае 2024 г.
Кроме объектов федеральной собственности в проекте также предусмотрены объекты инвестора, источником их финансирования будут частные средства.
В бюджете России в рамках СВО на Украине (см. за 7 февраля 2024 г.). увеличены расходы на ВПК.
Вероятно, ожидается рост частных инвестиций это гражданский проект.
Баимский ГОК и терминал для него
Терминал на мысе Наглейнын строится под отгрузку на экспорт руды с месторождений Баимской площади, порт относится к инфраструктуре СМП.Для энергоснабжения Баимского ГОК Росатом строит 4 плавучих энергоблока (ПЭБ) на реакторах РИТМ-200 мощностью 106 МВт каждый.
Баимский ГОК строится в рамках освоения Баимской рудной зоны.
Баимское месторождение меди в Чукотском автономном округе является одним из крупнейших неосвоенных в мире.
Ресурсы месторождения оцениваются по JORC в 9,9 млн т меди и 16,6 млн унций золота.
Мощность Баимского ГОК будет составлять 70 млн т/год.
Участники проекта
Проект по строительству Баимского ГОКа начала казахстанская KAZ Minerals, выкупившая в 2018 г. у Р. Абрамовича, А. Абрамова и их партнеров Баимскую лицензионную площадь, которая включала месторождение Песчанка, входящее в топ-10 неосвоенных новых медных проектов в мире.KAZ Minerals планировала запустить добычу и переработку руды на Баимской площадке в 2027 г., но затем срок сдвинулся на 2028 г.
Летом 2023 г. KAZ Minerals вышла из проекта, продав российскую дочку ГДК Баимская казахстанской компании Trianon Limited, причем разрешение на это дал В. Путин своим распоряжением в декабре 2022 г.
С тех пор KAZ Minerals больше не осуществляет деятельность в РФ.
Компанию Trianon Limited контролируют О. Новачук и В. Ким - основные владельцы KAZ Minerals, то есть лондонские казахи просто вывели оператора проекта из российской юрисдикции, что не могло не волновать власти РФ.
Для любознательных напомним, что О. Новачук и В. Ким у себя же через Nova Resources выкупили KAZ Minerals за около 4,1 млрд фунтов стерлингов ( 5,65 млрд долл США), так что деньги есть.
А в фунтах - это потому, что штаб-квартира KAZ Minerals находится в г. Лондоне.
Если вдруг сейчас неожиданно не появятся частные инвестиции в проект терминала, то могут случиться подвижки и в самом управлении проектом.
Хотя это всего лишь предположение.
Создание инфраструктуры на мысе Наглейнын оценивается в 31,8 млрд руб.
Тендер ФГУП Гидрографическое предприятие, дочки Росатома, на строительство терминала выиграл Межрегионстрой в конце 2023 г.
В конкурсной документации к тендеру, выигранному Межрегионстроем, говорится:
- из 31,8 млрд руб. будет направлено:
- на строительство грузового терминала - 20,1 млрд руб.,
- на создание инфраструктуры для ПЭБ - остальные 11,7 млрд руб.
Источник внебюджетного финансирования на данный момент не определен.
Предполагается, что внебюджетная часть будет профинансирована за счет госкорпорации и компании, разрабатывающей Баимскую площадь, но стороны не договорились о том, в каких пропорциях они покроют необходимые для строительства 5 млрд руб.