Об этом еврокомиссар по энергетике К. Симсон заявила 4 марта 2024 г. по итогам заседания Совета ЕС на уровне министров энергетики, прошедшего в г. Брюссель.
О чем говорили на Совете
В центре внимания Энергетического совета ЕС была безопасность поставок газа.В частности, обсуждались 4 элемента:
перспективы газового рынка,
- последствия прекращения транзита российского газа через Украину,
- необходимость дальнейшего сокращения спроса на газ,
- предложенные Литвой способы прекращения импорта российского СПГ не позднее 1 января 2027 г.
Совет ЕС достиг политического соглашения о рекомендации продлить на год, до 31 марта 2025 г. - скоординированного добровольного сокращения потребления газа.
В результате странам - членам ЕС рекомендовано продолжать поддерживать потребление газа на уровне на 15% ниже по сравнению со средним показателем за период с 1 апреля 2017 г. по 31 марта 2022 г.
Также обсуждались возобновляемые источники энергии (ВИЭ), которые ЕС рассматривает как один из вариантов замещения потребления российского газа.
В частности, солнечная энергетика, согласно плану REPowerEU по отказу от российского газа, сможет заменить 9 млрд м3/год газа.
Однако существует разительный контраст между быстрым развитием солнечных электростанций (СЭС) в Европе и неустойчивым положением европейских производителей, оказавшихся в затруднительном положении из-за резкого роста дешевого импорта из третьих стран.
К. Симсон вынуждена была признать, что ЕС пока не может закрыть границы для поставок солнечных панелей из Китая из-за их необходимости для достижения целей зеленого перехода.
Итоги от К. Симсон
В ходе пресс-конференции К. Симсон подвела итоги заседания Совета ЕС на уровне министров энергетики, прошедшего 4 марта 2024 г.В частности, К. Симсон заверила, что ЕС находится в достаточно обеспеченном положении по газу - запасы в подземных хранилищах газа (ПХГ) перед завершением отопительного сезона находятся на достаточно высоком уровне, что облегчит закачку к следующей зиме.
Поставщики и маршруты доставки газа в ЕС диверсифицированы, правда за это приходится платить, но зависимость ЕС от российских поставок значительно снизилась.
Тезисы от К. Симсон:
- за 2 года программа REPowerEU принесла конкретные результаты:
- поставки российского газа составили 15% от общего объема импорта газа в ЕС в 2023 г. по сравнению с 24% в 2022 г. и с 45% в 2021 г.,
- в целом импорт газа из России сократился на 71% с 2021 г.,
- цены на газ в ЕС значительно снизились и сейчас довольно стабильны,
- уровень запасов газа составляет 62%, при таких темпах мы достигнем к концу отопительного сезона уровня запасов между 45% и 55%, это хорошая основа для начала нового сезона закачки,
- рынок газа хорошо обеспечен - Европа может положиться на прочную сеть надежных поставщиков, основными из них сейчас являются Норвегия и США;
- заглядывая вперед, я представила министрам проведенный ЕК обзор готовности государств-членов к прекращению транзита российского газа через Украину:
- срок действия транзитного соглашения между Газпромом и Нафтогазом истекает 31 декабря 2024 г.,
- в 2023 г. по этому маршруту было транспортировано 14 млрд м3 российского газа, в основном в страны ЕС в Центральной и Юго-Восточной Европе,
- ЕС располагает диверсифицированной сетью альтернативной транспортной инфраструктуры, у стран союза есть варианты получения газа по другим маршрутам,
- дефицит, возникший в результате прекращения поставок из России по этому маршруту, может быть покрыт европейским рынком,
- ЕС не заинтересован в продлении 3-стороннего соглашения с Россией,
- сейчас основное внимание следует уделить поддержке Украины и тому, как наилучшим образом использовать ее газовую инфраструктуру и ПХГ в будущем, еще больше интегрируя ее в энергетический рынок ЕС,
- некоторые государства-члены отметили, что использование альтернативных маршрутов поставок может привести к повышению транспортных расходов;
- мы обсудили сохраняющуюся важность сокращения спроса на газ:
- министры по рекомендации ЕК договорились продолжить добровольное сокращение спроса на 15% в течение следующего года,
- на данный момент меры по сокращению спроса позволили сэкономить около 18% потребления газа в период с августа 2022 г. по январь 2024 г.,
- теперь мы продолжим эти усилия по сокращению спроса на необязывающей правовой основе, это еще один признак того, что мы постепенно выходим из фазы чрезвычайной ситуации;
- мы также обсудили барьеры на пути к Единому рынку, такие как сборы за хранение, применяемые в точках присоединения, которые могут сделать диверсификацию более сложной и дорогостоящей,
- транспортные расходы могут быть платой, которая влечет за собой более высокие расходы, поэтому очень важно, чтобы все государства-члены избегали односторонних мер;
- мы также обсудили конкретную ситуацию с импортом российского СПГ в ЕС:
- что касается объемов, то этот импорт остается стабильным, но мы не можем позволить России компенсировать через каналы поставки СПГ часть объемов, которые она сократила односторонними решениями за счет экспорта по трубопроводам,
- газовый пакет, который мы согласовали в 2023 г., дает каждому государству-члену возможность ограничить или прекратить доступ российского и белорусского газа к своим газовым системам при определенных условиях,
- пленарное голосование Европейского парламента теперь запланировано на апрель,
- мы должны закончить этот год с еще меньшим количеством российского газа в нашей системе, чем годом ранее,
- самой эффективной мерой, чтобы избавиться от российского газа, стало бы распространение санкций на поставки СПГ и всего трубопроводного газа из России, но пока этому нет единогласной поддержки со стороны глав государств ЕС.
О чем еврокомиссар не сказала
В своей речи К. Симсон повторила традиционные тезисы ЕК, касающиеся поставок российского газа.В частности, еврокомиссар повторила тезис о том, что Россия сама сократила поставки трубопроводного газа в ЕС.
Между тем, с мая 2022 г. Украина заблокировала часть мощностей своей газотранспортной системы (ГТС), поставки газа по польскому участку магистрального газопровода (МГП) Ямал - Европа прекращена в связи с российскими контрсанкциями в ответ на национализацию активов Газпрома в стране.
Остановка МГП Северный поток-1 31 августа 2022 г. обусловлена несогласованностью санкционных режимов ЕС, Великобритании и Канады, что не позволило Siemens осуществлять текущий и капремонт турбин, необходимых для работы газопровода, а в сентябре произошел взрыв линейной части газопровода в Балтийском море.
Стабилизация цен на газ и эффект от мер по сокращению спроса также неоднозначны.
Меры по ограничению спроса на газ в ЕС лишь зафиксировали наблюдавшееся со 2го полугодия 2021 г. падение спроса на газ в ЕС, вызванное резким ростом цен.
В настоящее время цены на газ в Европе держатся вблизи 300 долл. США/1000 м3, что можно считать условно нормальным для региона.
Однако потенциальное восстановление спроса угрожает новым витком роста цен, что делает перспективы энергоемких производств в Европе сомнительными.
Напомним, что по данным ФСЭГ, потребление газа странами ЕС в 2023 г. снизилось на 6% в годовом выражении, до 333 млрд м3.
Отказ от российского СПГ или сокращение трубопроводных поставок в случае прекращения украинского транзита означает выпадение еще 27,6 млрд м3/год газа или более 8,3% от текущего спроса.
Это усилит конкуренцию за СПГ на мировом рынке, в т.ч. с такими крупными потребителями, как Китай, что спровоцирует новый виток цен.
Новые мощности по производству СПГ выйдут на рынок не ранее 2025 г., а сложная ситуация с Арктик СПГ-2 из-за санкций США еще больше усиливает текущую напряженность на рынке.
С 2026 г. на рынке уже может наблюдаться избыток предложения СПГ в связи с запуском новых проектов в Катаре и США.
Между тем США недавно приняли решение о введении моратория на выдачу новых разрешений на экспорт СПГ, что уже дало повод и Катару, и России заявлять о ненадежности США как производителя СПГ.
Впрочем, в ЕС это также вызвало беспокойство, но ЕК продолжает называть США надежным поставщиком газа.
Понимая всю шаткость ситуации, ряд стран ЕС, в т.ч. Франция, Нидерланды, Бельгия и Испания потихоньку саботируют планы ЕК по отказу от российского СПГ, ссылаясь на имеющиеся контракты.
В отношении российского трубопроводного газа Венгрия жестко блокирует попытки введения санкций ЕС.
Австрийская OMV также не спешит отказываться от поставок российского газа, а Словакия потихоньку начала прощупывание почвы на предмет переговоров с Украиной по поводу транзита.
ЕК же стремится форсировать процесс отказа от российского газа, действуя не через санкции, на которые требуется согласие всех стран ЕС, а путем принятия директивы.
На 6-9 июня 2024 г. назначены выборы в Европарламент, предстоит смена ЕК и председателя Совета ЕС, в связи с чем неясно, сохранится ли текущий состав ЕК.