USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.5

+0.09

Природный газ 3.048

+0.07

7 мин
...

Минэнерго РФ проработают вопрос приоритета нефтеналивных грузов на железной дороге и думает о продлении срока службы вагонов-цистерн

Ж/д-инфраструктура в восточном направлении дефицитна, а вопрос с доступностью вагонов-цистерн дискуссионен.

Минэнерго РФ проработают вопрос приоритета нефтеналивных грузов на железной дороге и думает о продлении срока службы вагонов-цистерн

Источник: НТС

Москва, 4 мар - ИА Neftegaz.RU. Минэнерго РФ прорабатывает пути решения проблем с доставкой нефтяных грузов по ж/д в восточным направлении и перспективами нехватки вагонов-цистерн.
Об этом 4 марта 2024 г. пишет РБК со ссылкой на протокол совещания под председательством первого замминистра энергетики П. Сорокина по вопросу обеспечения вывоза нефти нефтеналивных грузов Роснефти, состоявшегося 30 января.

Ж/д проблемы и как их решить?

На совещании 30 января 2024 г. обсуждались 2 основных вопроса:
  • установление приоритета отгрузки вагонов-цистерн с нефтяными грузами в восточном направлении и внесения изменений во временные правила определения очередности перевозки грузов,
  • продление службы цистерн для транспортировки моторного топлива, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и продукции нефтехимии на 4-6 лет, чтобы исключить рост их дефицита.
Согласно итогам совещания:
  • Минэнерго РФ должно представить в правительство доклад по проблеме обеспечения вывоза нефти и нефтяных грузов с заводов Роснефти с предложением о внесении изменений во временные правила определения очередности перевозки грузов (действуют в период приостановки Правил недискриманционного доступа, которые устанавливают приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми).
  • изменение правил, в случае их утверждения, распространится на всех участников рынка.
  • решено рекомендовать РЖД обеспечить приоритет отгрузки вагонов с нефтяными грузами в восточном направлении.
Перевозку топлива на Восток обсуждали и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС РФ) 1 марта 2024 г.
Прежде всего поднимались вопросы ритмичности транспортировки нефтепродуктов.
В ФАС отметили, что решение этих вопросов требует комплексного подхода с участием всех сторон процесса, некоторые - через изменения нормативных правовых актов.
В т.ч. речь идет о:
  • закреплении ответственности за каждой из сторон процесса транспортировки нефтепродуктов,
  • установлении сроков согласования документов,
  • ускорении перехода на систему ОТП РЖД, позволяющую отслеживать логистическую цепочку с момента поставки товара (сдачи его перевозчику) до момента получения на станции назначения.

Сложный путь на Восток

О том, что крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) - Омский (Газпром нефть), Киришский (Сургутнефтегаз), Орский (ФортеИнвест), ТАНЕКО (Татнефть) и заводы Башнефти (входят в Роснефть) - стали фиксировать участившиеся отказы РЖД принимать нефтепродукты к перевозке в восточном направлении, стало известно еще 1 год назад, в начале 2023 г.
Компании опасались, что ситуация может отразиться на производственных программах.
РЖД миролюбиво ответили тогда:
  • компания держит на особом контроле и обеспечивает бесперебойную доставку нефтепродуктов в восточном направлении;
  • но есть дефицит провозной способности БАМа и Транссиба;
  • поэтому прием грузов к перевозке идет с учетом приоритетов, определенных во Временных правилах очередности, где преимущества имеют:
    • продукция высокого передела,
    • скоропортящиеся грузы,
    • любые грузы во внутрироссийском сообщении.
В январе 2023 г. накипело у А. Дюкова, в 2024 г. ситуацию обострила Роснефть.

В настоящее время компании отмечают, что проблемы с перевозками по Восточному полигону РЖД (БАМ + Транссиб) сохраняются.
Источник, близкий к ФортеИнвесту, сообщил, что срок перевозки нефтеналивных грузов по состоянию на март 2024 г. остается высоким из-за лимитирования восточного направления.
Срок отгрузки в направлении Восточного полигона, в т.ч. по биржевым сделкам, значительно увеличился.

РЖД, в свою очередь, опять миролюбиво отмечает:
  • ограниченная провозная способность Восточного полигона:
    • при ограничении провозной способности Восточного полигона заявки на перевозку грузов согласовываются в строгом соответствии с временными правилами определения очередности перевозок,
    • приоритетом пользуются перевозки по отдельным решениям руководства страны, грузы, в отношении которых действуют субсидии на перевозку, а также внутрироссийские поставки,
    • продвижение нефтяных грузов держится на особом контроле - более 96% всех отправок доставляется в установленные сроки,
    • с начала 2024 г. поставки нефтепродуктов для обеспечения внутренних потребителей на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири удалось нарастить на 8%, до 3,4 млн т, в т.ч. бензина - на 12%, до 0,6 млн т;
  • призыв к оптимизации перевозки нефтепродуктов:
    • РЖД ссылается на наличие на Дальнем Востоке НПЗ,
    • называет нерациональной перевозку топлива из других регионов:
      • занимает дефицитную инфраструктуру восточного направления,
      • мешает перемещению, например, экспортных грузов,
    • с начала 2024 г. такие перевозки выросли на 17%, до 1,3 млн т, а непосредственно бензина - на 45%, до 0,2 млн т.
Летом 2023 г. Минэнерго РФ предлагало пересмотреть временные правила определения очередности перевозок грузов РЖД, повысив класс приоритетности вывоза всех нефтегрузов и в экспортном, и внутреннем сообщении до 4й очереди.
В конце августа глава Роснефти И. Сечин обратился к президенту РФ В. Путину по вопросу сокращения поставок нефтеналивных грузов по ж/д в восточном направлении, предложив поручить правительству проработать новую методологию доступа к железнодорожной лимитирующей инфраструктуре, которая должна быть основана на:
  • принципе максимизации доходов бюджетной системы России,
  • исключении приоритета угольных предприятий по отношению к отраслям с высокой добавленной стоимостью,
  • приоритете всех грузов, вырабатываемых на предприятиях непрерывного цикла, в т.ч. занимающихся производством нефтеналива, нефтехимии, нефтяного кокса, серы, СУГ и т.д.
В 2024 г. должен завершиться 2 этап Программы по электроснабжению Восточного полигона, реализация которого позволит увеличить пропускную мощность БАМа и Транссиба до 180 млн т/год:
  • на 1м этапе Россети построили:
    • 8 высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП) протяженностью 2700 км,
    • 6 трансформаторных подстанций (ПС) суммарной мощностью свыше 3 ГВ·А;
  • на 2м этапе предусмотрено:
    • ввод в эксплуатацию 7 объектов магистральных сетей,
    • ввод 2100 км высоковольтных ЛЭП,
    • строительство и модернизация 9 тепловых электростанций (ТЭС) общей мощностью 4,5 тыс. МВт в Якутии, Иркутской области, в Приморском и Хабаровском краях.

Вагоны - цистерны в дефиците?

Вопрос о наличии физического дефицита вагонов-цистерн и необходимости продления их срока службы является дискуссионным.
На сети РЖД:
  • по данным самой РЖД, на данный момент имеется более 265 тыс. вагонов - цистерн,
  • средний возраст парка - 16,9 года при нормативном сроке службы в 32 года,
  • по данным Информационного центра операторов (ИЦО), рабочий парк специализированных вагонов составляет около 193,6 тыс. вагонов (только о нефтебензиновые вагоны - цистерны, тогда как статистика РЖД включает цистерны для перевозок СУГ, нефтехимических и пищевых грузов),
  • средний возраст парка - 18,7 года по данным ИЦО, 16-17 лет по данным вагоностроителей.
По оценкам ИЦО, на рынке установлен тонкий паритет - при среднесуточных объемах погрузки 2023 г. нынешнего парка достаточно, профицит минимален и составляет 3-5%.
Однако этого профицита недостаточно, чтобы покрыть погрузку при ее увеличении, в пиковые периоды дефицит парка может превышать 10%.

Нецелевое использование вагонов - цистерн

РЖД отмечает:
  • имеющегося на сети парка вагонов - цистерн более чем достаточно для организации внутрироссийских и экспортных перевозок;
  • однако имеется проблема с нецелевым использованием цистерн - для хранения нефтепродуктов:
    • участники топливного рынка все чаще стали использовать вагоны-цистерны в качестве складов на колесах для нефтепродуктов,
    • в феврале 2024 г. на путях необщего пользования простаивает почти 18 тыс. вагонов/сутки.
Минэнерго РФ в ответ сообщило о разработке мер по ограничению использования транспортной инфраструктуры для хранения топлива.
Одной из таких мер может стать существенное увеличение штрафов за ненормативный простой вагонов по вине грузополучателя.

Продление срока службы вагонов-цистерн в России запрещено с 2015 г.
За введением запрета последовало списание старых грузовых вагонов, поскольку увеличить срок их эксплуатации через ремонт оказалось невозможно.
Минпромторг РФ тогда пояснял, что в условиях переизбытка парка на сети это решение создаст возможность для увеличения спроса на новые вагоны и загрузки вагоностроительных мощностей.

При разрешении продления срока службы вагонов-цистерн, вагоностроители видят риски для отрасли.
Союз Объединение вагоностроителей (ОВС, в него входят крупнейшие вагоностроительные заводы, в т.ч. Уралвагонзавод, Тихвинский вагоностроительный завод и РМ Рейл) видит следующие риски:
  • недозагрузка мощностей предприятий на перспективу 4-6 лет, на которые предлагается разрешить продление,
  • к резкому росту спроса на вагоны при наступлении двойного списания по истечении этого срока,
  • невозможности удовлетворения спроса из-за утери производственных мощностей.
Для любознательных напомним, что в г. Мариуполе потихоньку восстанавливается Азовмаш - крупнейшее предприятие по производству вагонов - цистерн.

Минпромторг РФ между тем считает, что срока службы вагонов-цистерн приведет к недозагрузке производственных мощностей вагоностроительных предприятий, что спровоцирует потерю компетенций и сокращение трудовых коллективов, резко ухудшит темпы обновления эксплуатируемого парка.
Законтрактованный на 2024 г. объем производства цистерн составляет 7,8 тыс. ед.

Рабочая группа Минпромторга РФ по вагонам-цистернам

В министерстве создана рабочая группа по вагонам-цистернам, куда входят представители Минтранса, Минэнерго, РЖД, Росжелдора, операторы и грузоотправители.
Компетенции Группы:
  • рассмотрение различных форматов обеспечения достаточности цистерн, в т.ч. за счет сокращения срока их оборачиваемости и уменьшения простоя таких вагонов под погрузкой и выгрузкой;
  • координация работ вагоностроительных заводов и операторов по заключению договоров на строительство вагонов-цистерн на 2025-2027 гг.

Ожидаемые проблемы:

  • по данным РМ Рейл - в 2025 г.:
    • ожидается наибольший объем списания вагонов-цистерн - 11,7 тыс. вагонов,
    • подтвержденный прогноз спроса на нефтеналивные цистерны в ближайшее время определяется на уровне 6-7 тыс./год вагонов.
  • по данным ОВС :
    • на 2025-2027 гг. ожидается пиковые значения темпов списания в сегменте нефтяных цистерн с выбытием 7-11 тыс. ед./год,
    • 2035 г. - объем списания - более 26 тыс. вагонов - цистерн.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram