Об этом заявил предправления казахстанской национальной компании КазМунайГаз (КМГ) М. Мирзагалиев.
Тезисы М. Мирзагалиева:
- глава государства К.-Ж. Токаев поставил задачу по развитию, так называемого, Срединного коридора (Middle Corridor) или Транскаспийского международного транспортного маршрута, который включает транспортировку через Каспийское море;
- в рамках этого маршрута, в прошлом году мы начали транспортировку нефти в направлении Баку и далее по МНП БТД;
- в наших планах увеличить объемы транспортировки по данному маршруту;
- это ни в коем случае не говорит о том, что мы ищем альтернативу нефтепроводу КТК;
- КТК остается надежным, стабильным и главное самым быстрым маршрутом по доставке нашей нефти на экспортные рынки.
Он напомнил, что в прошлом году в республике впервые начали транспортировку тенгизской нефти в открытых морях.
Тезисы предправления КМГ:
- сегодня совместный пул танкеров КМГ/ADP (Abu Dhabi Ports Group - прим. ред.), насчитывающий 4 танкера Aframax, 2 из которых принадлежат КМТФ (Казмортрансфлот), еще 2 - ADP, уже транспортирует нефть Тенгизского месторождения из морского порта Новороссийск и далее по всему миру;
- в течение нескольких лет Казахстан рассчитывает нарастить свой флот до 12 танкеров Aframax, что позволит транспортировать не менее половины тенгизской нефти.
Ранее КГМ сообщила, что объем транспортировки нефти по магистральным трубопроводам увеличился на 6,5% и составил 69 581 тыс. т.
Рост обусловлен увеличением транспортировки нефти на экспорт по системе КазТрансОйла в направлении Германии, отгрузки нефти через порт Актау в направлении Баку-Тбилиси-Джейхан, а также увеличением сдачи нефти с месторождения Кашаган в систему КТК.
Общий объем морской транспортировки нефти в отчетном году увеличился на 15,4% до 10 778 тыс. т.
Повышение объемов транспортировки произошло в основном за счет увеличения экспорта казахстанской нефти по маршрут порт Актау - порт Баку и далее по МНП БТД.
М. Мирзагалиев также отметил, что важным событием не только компании, но и всей нефтегазовой отрасли Казахстана, является запуск бренда казахстанской нефти KEBCO - Kazakh Export Blend Crude Oil:
- исторически Казахстан торговал нефтью 2х сортов:
- CPC - смесь нефти в нефтепроводе КТК,
- и Urals - сорт различных нефтей, смешанных в трубопроводе Атырау-Самара;
- в случае с Urals, казахстанская нефть смешивается с российской при транспортировке до морских портов РФ, поэтому она продавалась под брендом Urals;
- начиная с 2022 г. скидка на Urals стала достаточно ощутимой;
- в связи с этим, мы приняли решение продвигать на рынках свой собственный казахстанский бренд нефти, который назвали KEBCO;
- когда в конце 2022 г. мы впервые вышли с этим сортом нефти, он продавался со скидкой к Brent порядка минус 15-18 долл. США;
- в 2024 г. KEBCO продается уже с премией плюс 2-2,5 долл. США к Brent;
- это положительно отразилось на экономике не только нашей компании, но и других частных казахстанских компаний, и в целом, на узнаваемости Казахстана.
Автор: А. Гончаренко