Об этом 19 февраля 2024 г. пишет Bloomberg со ссылкой на данные Vortexa Ltd.
Западное направление
За первые 2 недели февраля 2024 г. поставки газойля и дизтоплива из Индии в Европу составили 18,2 тыс. барр./сутки в сутки, что в 11,2 раза меньше, чем в среднем за январь, когда поставлялось 203 тыс. барр./сутки.Тенденция к сокращению поставок начала просматриваться еще в конце января 2024 г.
Снижение объемов поставок эксперты связывают с возросшими затратами на доставку:
- танкеры, направляющиеся в Европу, из-за угрозы атак хуситов вынуждены огибать Африку,
- это увеличивает продолжительность пути и расходы на транспортировку,
- если используется маршрут через Красное море и Суэцкий канал, то это связано с сопутствующими расходами на страховку и возможный ремонт.
В результате за первые 2 недели февраля Индия не поставляла дизельное топливо в ЕС и совершила только одну поставку в Великобританию.
При этом танкеры Marlin Sicily и Marlin La Plata недавно были загружены индийским топливом и направились в порт Роттердам в Нидерландах.
Marlin Sicily может прибытии в порт назначения в конце уже в конце февраля.
Напомним, что страны ЕС, отказавшись от поставок российского дизельного топлива с 5 февраля 2023 г., заменили его импортом с Ближнего Востока, из Азии и США.
Значительный объем импорта приходится на поставки из Индии.
При этом Россия увеличила поставки нефти в Индию, а производимые из нее нефтепродукты экспортируются, в т.ч. в ЕС, что санкциями не запрещается.
В мае 2023 г. верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель призывал прекратить практику перепродажи Индией российской нефти после ее переработки, в т.ч. в дизельное топливо.
Глава МИД Индии С. Джайшанкар в ответ порекомендовал Ж. Боррелю изучить европейские санкции, в частности, постановления Совета ЕС, где указывается, что российская нефть, подвергшаяся глубокой переработке в третьей стране, уже не считается российской.
Восточное направление
На фоне сокращения объемов поставок топлива из Индии в ЕС и Великобританию, благоприятная конъюнктура и незапланированные ремонты нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Азии, привели к улучшению экономической эффективности при поставке грузов на восток.В частности, были остановлены установки на НПЗ ENEOS в Японии:
- 10 февраля 2024 г. была остановлена атмосферная колонна (crude distillation unit, CDU) на установке первичной переработки нефти мощностью 153 тыс. барр./сутки на НПЗ Negishi Refinery из-за неожиданного отказа оборудования, сроки возобновления ее работы не называются,
- 27 января была остановлена CDU на Marifu Refinery мощностью 128 тыс. барр./сутки в рамках плановых работ по техобслуживанию, которые продлятся до середины апреля.
Танкеры из Индии, такие как Peace Victoria и Orange Victoria, стали все чаще отправляться в Восточную Азию.
Также резко увеличились поставки топлива из Индии в Саудовскую Аравию и Бангладеш.