Об этом свидетельствуют сервисы отслеживания судов.
Sokol для Китая
5 и 6 февраля 2024 г. партии нефти Sokol были доставлены в Китай:- Танкер Viсtor Titov загрузился на терминале Де-Кастри проекта Сахалин-1 в Хабаровском крае 17 января 2024 г., 5 февраля партия была доставлена в порт Ланьшань в провинции Шаньдун на побережье Желтого моря. После разгрузки танкер 12 февраля вернулся в Де-Кастри и уже указал следующий пункт назначения - Жичжао в провинции Шаньдун.
- Танкер Victor Konetsky загрузился на терминале Де-Кастри 20 января 2024 г., 6 февраля партия была доставлена в порт Тяньцзинь (Ксинганк) на побережье Бохайского залива. После разгрузки танкер вышел в обратный путь, в Де-Кастри он должен прибыть 17 февраля.
По информации Reuters, Китай купил 2 февральских груза нефти Sokol со скидкой к Brent в 1 долл. США/барр. на базисе DES в портах Китая.
До этого Sokol торговался в Азии с премией к Brent.
Исходя из текущих котировок, цены на Sokol на FOB Де-Кастри могут находиться на уровне 65-68 долл. США/барр.
Ъ со ссылкой на данные Kpler сообщает, что в январе 2024 г. в Китай ушло 5 партий нефти Sokol, это самый высокий уровень экспорта этого сорта в КНР с марта 2021 г.
Sokol для Индии
Проблемы с поставками нефти сорта Sokol начали складываться с конца ноября 2023 г. и сохраняются до настоящего момента.По данным Bloomberg на 4 февраля 2024 г. в танкерах в районе Сингапура или недалеко от побережья Южной Кореи находилось 16 грузов нефти Sokol общим объемом около 11 млн барр., которые должны были быть поставлены в Индию.
Ъ сообщает о 12 танкерах, которые были загружены 10 млн барр. нефти Sokol в ноябре-декабре и до сих бездействуют у берегов Сингапура и Южной Кореи.
Разгрузиться в Индии смог единственный танкер - Jaguar, который 6 февраля 2024 г. доставил груз в порт Вадинар, где расположены терминалы Indian Oil Corp. (IOC) и терминал, который снабжает нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Вадинар.
Груз предназначался именно НПЗ Вадинар, принадлежащий Nayara Energy Limited, в которой у Роснефти 49,13%.
Таким образом, Роснефть, владеющая 20% в проекте Сахалин-1 и являющаяся оператором проекта, продемонстрировала наличие рынка сбыта для нефти, изначально предназначавшиеся IOC, но зависших из-за разногласий между компаниями.
Еще один груз с проекта Сахалин-1 на танкере Seagull был перенаправлен сначала в порт Вишакхапатнам, а затем в порт Мумбаи.
В обоих этих портах находятся терминалы, обслуживающиеся НПЗ Hindustan Petroleum Corp. Ltd. (HPCL), дочки ONGC, владеющей 20% в проекте Сахалин-1.
Однако Seagull до сих пор не разгрузился, оставаясь на якорной стоянке порта Мумбаи.
По данным Reuters, BPCL решила отказаться от дальнейшего заключения контрактов с РФ об импорте нефти сорта Sokol, компания теперь отдает предпочтение Urals.
Кризис в отношении поставок Sokol в Индию до сих пор не разрешился.
Глава Миннефти Индии Х. С. Пури пояснял, что проблемы с поставками российской нефти в Индию связаны с потолком цен и санкциями США против судоходных компаний (в конце декабря под санкции США попал Sun Ship Management, который Штаты связывают с Совкомфлотом).
Также министр рассказал о желании Индии получать более дешевую нефть, поскольку она является крупным потребителем.
Вице-премьер РФ А. Новак говорил, что с поставками российской нефти в Индию все нормально - регулярно поступает информация от компаний-экспортеров, нефтеналивные танкеры отгружаются, расчеты за поставленную нефть идут.
С поставками нефти Urals из западных российских портов проблем, действительно, не возникает, причем танкеры продолжают двигаться через Суэцкий канал и Красное море.
Тот же Jaguar следует в порт Приморск через Красное море с выключенным AIS и уточнением NO ISRAEL, ожидаемая дата прибытия - 2 марта.
Грузы Sokol для Индии остаются в неопределенном состоянии, но Китай берет их охотно, пользуясь дисконтом.