Соответствующее поручение содержится в перечне, опубликованном на сайте Кремля по итогам рабочей поездки в Архангельскую область, состоявшуюся 11 декабря 2023 г.
Тезисы из текста поручения:
- правительству РФ совместно с исполнительными органами Архангельской обл., Республики Карелия, Республики Саха (Якутия) и при участии госкорпорации Росатом рассмотреть вопрос о целесообразности включения следующих проектов в план развития СМП на период до 2035 г.:
- строительство глубоководного района порта Архангельск,
- реконструкция Беломорско-Балтийского канала (ББК), портов Кемь и Беломорск (Республика Карелия),
- строительство глубоководного района Найба (Республика Саха (Якутия);
- ответственные:
- премьер-министр РФ М. Мишустин,
- губернатор ЯНАО Д. Артюхов,
- губернатор НАО Ю. Бездудный,
- губернатор Красноярского края М. Котюков,
- губернатор ЧАО В. Кузнецов,
- глава Якутии А. Николаев,
- глава Карелии А. Парфенчиков,
- глава Коми В. Уйба,
- губернатор Архангельской обл. А. Цыбульский,
- губернатор Мурманской обл. А. Чибис;
- доклад об исполнении поручения должен быть представлен до 1 марта 2024 г.
Северный морской путь
Судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике.Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово).
Соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему.
Длина этой транспортной артерии составляет 5,6 тыс. км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения.
Общий объем перевозки грузов по СМП в 2022 г. составил 34 млн т.;
Строительство глубоководного района порта Архангельск
- текущие мощности порта Архангельск - 9 млн. т, обеспечивают возможность приема малотоннажных судов до 30 тыс. т;
- глубоководный район порта Архангельск предназначен для временного хранения и перевалки импортных, экспортных и каботажных грузов;
- создание данного района позволит обеспечить:
- конкурентоспособность российских грузоотправителей лесных и металлургических грузов на рынках АТР,
- создание современной портовой инфраструктуры для развития коридора СМП,
- снижение напряженности на Восточном полигоне ввиду ограниченной пропускной способностью;
- планируемая мощность ГРМПА - 9,3 млн т, в т.ч.:
- универсальный терминал генеральных и контейнерных грузов (13,6 млн т/год, в т.ч. 0,6 млн ДФЭ в год);
- специализированный терминал минеральных удобрений (4,7 млн т/год);
- специализированный терминал нефтяного кокса (1 млн т/год);
- ключевые конкурентные преимущества:
- порт с выходом в мировой океан без пересечения территориальных вод других государств;
- круглогодичная навигация, крупнотоннажный флот дедвейтом до 75 тыс. т.;
- конкурентная сквозная стоимость доставки грузов за счет сокращенных сроков доставки и собственного флота;
- в 2024 г. заинтересованные инвесторы и правительство Архангельской обл. должны разработать инвестиционную декларацию, а Росморречфлот ее рассмотреть;
- в 2025-2026 гг. должна быть завершена разработка проектной документации и начато строительство;
- ввод в эксплуатацию глубоководного района морского порта Архангельск намечен на 2031 г.
Реконструкция Беломорско-Балтийского канала
- параметры ББК:
- длина - 227 км,
- суммарная протяженность судоходных путей канала - около 3 тыс. км,
- введен в эксплуатацию в 1933 г.;
- Онежское озеро и ББК обеспечивают связь европейской части России с Мировым океаном в обход балтийских, черноморских и средиземноморских проливов;
- канал играет стратегическую роль в развитии СМП, открывая кратчайший и наиболее удобный выход в северные моря;
- включить ББК в состав СМП , тем самым, увеличив его транспортную значимость, власти Карелии предложили в 2019 г.;
- ТАСС 4 декабря 2021 г. со ссылкой на А. Парфенчикова сообщал:
- стоимость разработки концепции проекта реконструкции ББК обойдется более чем в 50 млн руб., а сами работы - в 100 млрд руб.,
- канал сейчас практически не используется, хотя в советский период через него проходило более 150/сутки судов,
- сейчас по маршруту могут проходить суда водоизмещением не более 3 тыс. т,
- по мнению А. Парфенчикова реконструкция должна повысить эту планку как минимум до 5 тыс. т;
- в мае 2022 г. Минтранс РФ поддержал инициативу правительства Карелии превратить ББК в одну из частей транспортного коридора, связывающего арктические регионы с центром страны,
- по словам А. Парфенчикова ,это решение, в т.ч., вызвано санкциями в отношении отечественных предприятий, из-за чего последние начали испытывать проблемы с логистикой при доставке продукции на внутренний рынок и на экспорт;
- 26 января 2024 г. пресс-служба администрации Беломорканал сообщила, что проект комплексной реконструкции объектов ББК выполнен более чем на 50%:
- в данный момент идет комплексная реконструкция шлюзов №№ 2, 14, 16 и деревянной водосливной плотины №23,
- реконструкция объектов на ББК будет завершена до конца 2024 г.,
- судоходные ГТС являются объектами повышенной опасности;
- работы проводятся в межнавигационный период.
Проект строительства круглогодичного морского порта в районе с. Найба Булунского р-на
- предусматривает поэтапное расширение портовых мощностей:
- 1 очередь к 2028 г. - до 7,5 млн т/год грузов,
- 2 очередь к 2035 г. - до 30 млн т/год грузов;
- основными грузами порта станут нефть и сжиженный природный газ (СПГ);
- стоимость проектно-изыскательных работ при строительстве порта оценивается в 264,4 млрд руб.,
- компания Газпромбанк рассматривает участие в проекте в качестве финансирующей организации, соответствующее соглашение о сотрудничестве с правительство Республики Саха было подписано на полях ВЭФ;
- ожидается, что запуск проекта:
- будет способствовать удешевлению и ощутимому сокращению сроков доставки северного завоза,
- улучшит снабжение региона социально значимыми продуктами и товарами, расширит их ассортимент,
- обеспечит стабильное развитие крупных инвестпроектов в Арктической зоне, превратив Тикси в ключевой хаб на СМП к востоку от Таймыра.
Автор: А. Гончаренко