По данным отслеживания судов Kpler, LSEG и Vortexa, в настоящее время объемы снизились примерно на 80% в месячном исчислении, до 33,4 тыс. - 58 тыс. барр./сутки.
По мнению трейдеров и аналитиков:
- устойчиво высокие транспортные расходы, вероятно, побудят индийских продавцов искать покупателей в Азии;
- еще больше Европа может сократить поставки в преддверии сезона техобслуживания нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ);
- угроза атак на суда в Красном море совпадает с началом глобального сезона технического обслуживания НПЗ, пик которого ожидается в США в феврале, а капремонт в Европе - примерно в марте;
- высокие фрахтовые ставки препятствуют открытию арбитражного маршрута с побережья Мексиканского залива США в Европу, важного маршрута поставок в Европу после Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока.
Крупнейший НПЗ Европы Shell Pernis в Нидерландах приступил к техническому обслуживанию, в результате которого до середины апреля будет отключено 50% его мощности - около 400 тыс. барр./сутки.
Также ExxonMobil закрывает свой НПЗ в Роттердаме мощностью 191 тыс. барр./сутки на техническое обслуживание с середины февраля до конца апреля.
Спред между 2мя месячными фьючерсными контрактами на европейский газойль с низким содержанием серы ICE в понедельник вырос до 23 долл. США/т в условиях бэквордации:
- является самым высоким показателем с середины декабря 2023 г.;
- указывает на рыночные ожидания ограниченности поставок.
Это привело к увеличению стоимости фрахта и фактически закрытию арбитража с 1й половины января.
Как отмечает Vortexa:
- увеличение расстояния и времени рейса привело к увеличению транспортных расходов на доставку грузов из Азии в Европу;
- без достаточно широкого распространения с востока на запад у индийских нефтеперерабатывающих заводов нет стимула отправлять больше баррелей дизельного топлива в Европу.
Однако экспорт авиационного топлива из Индии в Европу остается стабильным.
Цены на срочное своп авиатоплива торгуются на 3 долл. США/барр дороже дизельного топлива, что эквивалентно дополнительным надбавкам за фрахт.
По данным отслеживания судов Vortexa и Kpler, по меньшей мере 88 тыс. барр./сутки авиакеросина в январе будет отправлено в Европу.
Атаки в Красном море
7 октября 2023 г. началась война между Израилем и ХАМАС.После чего начались захваты танкеров.
Эсминец ВМС США ответил на 4 нападения на 3 отдельных коммерческих судна, курсирующих в международных водах в южной части Красного моря.
В ноябре 2023 г. из Йемена были запущены 2 баллистические ракеты в сторону USS Мейсон и нефтеналивного танкера Central Park, после того как USS Mason освободил танкер,ранее взятый на абордаж сомалийскими пиратами.
Также хуситы в ноябре 2023 г. захватили коммерческое грузовое судно Galaxy Leader, танкер - химовоз Central Park судно - контейнеровоз CMA CGM Symi.
В декабре 2023 г.:
- нефтеналивной танкер Strinda был атакован противокорабельной ракетой в международных водах в Баб-эль-Мандебском проливе у берегов Йемена;
- танкер Swan Atlantic под флагом Каймановых Островов подвергся удару в Красном море у берегов Йемена.
8 сентября 2023 г. компания Empire Navigation призналась в нарушении санкций, введенных США в отношении Ирана, и незаконной перевозке нефти из ближневосточной страны в 2022 г. Компания согласилась выплатить штраф в размере 2,4 млн долл. США.
Автор: П. Паршинова