USD 107.7409

0

EUR 114.3149

0

Brent 72.94

+72.94

Природный газ 3.363

0

3 мин
...

Российская нефть не нужна. Австрия и Словакия отказались от проекта МНП Братислава - Швехат

СП словацкой госкомпании Transpetrol и австрийской OMV - компания BSP Bratislava-Schwechat Pipeline - будет ликвидировано.

Российская нефть не нужна. Австрия и Словакия отказались от проекта МНП Братислава - Швехат

Источник: Researchgate

Москва, 19 янв - ИА Neftegaz.RU. Австрия, Словакия и Евросоюз отказались от планов по строительству магистрального нефтепровод (МНП) Братислава - Швехат.
Об этом 17 января 2024 г. сообщило словацкое издание HNonline.sk

Нефтепровод, который не нужен

Сообщается, что в словацком центральном реестре контрактов появилось соглашение, в котором упоминается, что СП словацкой госкомпании Transpetrol и австрийской OMV - компания BSP Bratislava-Schwechat Pipeline - будет ликвидировано.
Это связывается с тем, что австрийский партнер потерял всякую заинтересованность в строительстве нефтепровода.
OMV подтвердила, что после более чем 20 лет усилий по получению всех необходимых разрешений и трансформации энергетической отрасли они пришли к выводу о ненужности этого нефтепровода.

О проекте Bratislava - Schwechat Pipeline (BSP)

OMV продвигала проект МНП Братислава - Швехат с 2003 г.
Планировалось, что МНП BSP будет иметь протяженность 60 км и мощность 2,5 млн т/год (5 млн т/год с учетом возможности реверсных поставок).
Нефтепровод должен был соединиться с южной ниткой МНП Дружба в Словакии и обеспечить поставки российской нефти на нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) OMV в г. Швехат мощностью 9,6 млн т/год.
В режиме реверса МНП Братислава - Швехат позволил бы в случае перебоев в поставках поддержать снабжение Братиславского НПЗ из Австрии.
Напомним, что НПЗ в г. Швехат снабжается нефтью из порта Триест на северо-востоке Италии по Трансальпийскому трубопроводу (Transalpine Pipeline, TAL) и далее по МНП Адрия - Вена (Adria - Wien Pipeline, AWP), соединяющему МНП TAL и НПЗ.
В связи с этим МНП Братислава - Швехат позиционировался как ключевой проект, имеющий стратегическое значение, поскольку он устраняет разрыв в трансъевропейской трубопроводной сети.

Однако проект начал пробуксовывать с самого начала по разным причинам.
Одной из таких причин стало дело ЮКОСа, которое привело к неопределенности в отношении структуры акционеров Transpetrol (на тот момент 49% принадлежало Yukos Finance, сейчас Transpetrol полностью принадлежит словацкому государству).
Летом 2009 г. OMV столкнулась с перебоями в поставках нефти по МНП WAP, когда нефтепровод получил повреждения из-за сильных дождей и оползней в Нижней Австрии.
Это стимулировало OMV к активным действиям и уже осенью 2009 г. Австрия и Словакия подписали меморандум о взаимопонимании, направленный на активизацию сотрудничества в нефтегазовой сфере, в т.ч. строительство МНП BSP.
Разрешения на строительство австрийского участка нефтепровода протяженностью 50 км к тому моменту были практически полностью получены, но по словацкому 10-километровому отрезку согласования так и не были завершены в принципе.

Российская нефть в ЕС после санкций

С 5 декабря 2022 г. ЕС ввел эмбарго на морские поставки российской нефти.
Задолго до этого OMV, в числе первых европейских компаний, заявила о прекращении импорта российской нефти - с марта 2022 г. НПЗ в г. Швехат перестал импортировать и перерабатывать российскую нефть, но там изначально объемы были небольшими.
Выпад был явно адресован Германии, которая на тот момент продолжала получать российскую нефть по северной нитке МНП Дружба.
Вместе с Польшей, Германия летом 2022 г. заявила о добровольном отказе от поставок нефти по этому маршруту, но официально в виде санкций ЕС этот запрет был оформлен лишь в июне 2023 г.

По южной нитке МНП Дружба поставки российской нефти продолжаются, на чем жестко настаивала Венгрия.
Нефть по данному маршруту поставляется в Словакию, Чехию и Венгрию, в т.ч. на 2 НПЗ венгерской MOL - Дунайский НПЗ в Венгрии и НПЗ Slovnaft в Словакии.
В Чехии НПЗ контролируются польской PKN Orlen, которая активно стремится заменить российскую нефть на нефть из альтернативных источников за счет расширения МНП TAL.
Венгрия также диверсифицирует поставщиков нефти, но находится под сильным давлением со стороны стран-транзитеров, так в 2023 г. плату за транзит резко подняли Хорватия и Украина.
В этой ситуации какой-либо смысл в строительстве МНП BSP попросту отсутствует - непонятно насколько долго продлятся поставки российской нефти по южной нитке МНП Дружба, сможет ли MOL делиться нефтью, предназначенной для своего НПЗ в Словакии, а маршрут в обратном направлении из Австрии ей неинтересен, поскольку на МНП TAL завязано и так очень много потребителей.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram