USD 91.1868

0

EUR 100.7622

0

Brent 76.84

-0.09

Природный газ 2.184

+0.04

3 мин
...

Экспорт российской нефти в Турцию достиг рекордной отметки в декабре 2023 г.

Около 70% этих объемов было отгружено в турецком порту Алиага.

Экспорт российской нефти в Турцию достиг рекордной отметки в декабре 2023 г.

Москва, 16 янв - ИА Neftegaz.RU. Экспорт российской нефти в Турцию в декабре 2023 г. достиг рекордной отметки и составил 444 тыс. барр./сутки.
Об этом сообщил Ъ со ссылкой на данные Kpler.

Поставки нефти

Российские нефтяные компании продолжают увеличивать морские отгрузки нефти в Турцию, в основном из балтийских портов.
Рост был связан с поставками на турецкий НПЗ Star, принадлежащий азербайджанской SOCAR.
Также маршрут до Турции содержит и логистические выгоды по сравнению с поставками нефти через Суэцкий канал.

По данным Kpler:
  • в декабре 2023 г. Турция в декабре 2023 г. импортировала по морю рекордные за всю историю объемы российской нефти, что составило 444 тыс. барр./сутки;
  • около 70% этих объемов было отгружено в турецком порту Алиага;
  • достигнутый в декабре рекордный показатель - это около 13% от общего морского экспорта РФ в декабре;
  • также около 76% морских поставок РФ за рубеж пришлось на Индию и Китай;
  • в ноябре 2023 г. РФ поставила в Турцию около 432 тыс. барр./сутки нефти, увеличив импорт более чем на 100 тыс. барр./сутки относительно октября;
  • около 85% всех поставок нефти сорта Urals в Турцию в декабре пришлось на танкеры из балтийских портов РФ Приморск и Усть-Луга.
Предварительные данные января 2024 г. указывают, что экспорт российской нефти в Турцию превысит 400 тыс. барр./сутки.
Напомним, что в октябре 2023 г. ЛУКОЙЛ предоставит кредит в размере 1,5 млрд долл. США азербайджанской нефтяной госкомпании SOCAR для возобновления переработки российской нефти на заводе в Турции, принадлежащем SOCAR.
Так, поставки РФ в Турцию стали резко расти в октябре.

В 2023 г. Турция также являлась крупнейшим импортером российского дизельного топлива.

Причины роста поставок в Турцию

Существенный рост поставок нефти и топлива в Турцию стал следствием эмбарго на нефть и нефтепродукты, что по итогу Россия почти прекратила поставки в Европу.

Напомним, что ЕС ввел эмбарго на морские поставки российской нефти начало действовать эмбарго на поставки нефтепродуктов.
Одновременно начали действовать и соответствующие потолки цен, установленные Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран):
  • 5 декабря 2022 г. был введен потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр.;
  • 5 февраля 2023 г. установлен потолок цен на нефтепродукты, для премиальных нефтепродуктов он составляет 100 долл. США/барр., а для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти - 45 долл. США/барр.
Однако импортеры извлекают значительную выгоду, т.к. российская нефть и нефтепродукты на фоне западных санкций торгуются с дисконтами.
Так размер дисконтов существенно сократился в 2023 г., поскольку Россия снизила общий объем морского экспорта в координации с Саудовской Аравией.

Поставки в Турцию становятся более привлекательными на фоне военных действий в Красном море.
Российский суда в Красном море еще не пострадали, но и насколько известно, не было целью атак.

Однако российские нефтяные компании решили сократили поставки нефти через Суэцкий канал в Азию:
  • на такие операции пришлось все еще около 50% всего морского экспорта - 1,5 млн барр./сутки в декабре 2023 г. против более чем 1,9 млн барр./сутки в октябре;
В декабре большинство контейнерных линий и крупнейших компаний приостановили транзит грузов через Красное море и Аденский залив.
Выбрав более безопасный путь через мыс Доброй Надежды вокруг Африки.
Так, например, 15 января 2024 г. катарская государственная компания QatarEnergy приостанавливает перевозки сжиженного природного газа (СПГ) через Красное море.

Также снижение поставок нефти сорта Urals в Азию может быть с ценовыми спорами с ключевым потребителем, т.е. с Индией.
Напомним, что проблемы с отгрузкой ноябрьских партий нефти сорта Sokol c проекта Сахалин-1 до сих пор не разрешились, неопределенность распространилась и на поставку декабрьских партий.
Проблемы с поставками начали складываться с конца ноября 2023 г.
Причины осложнений с поставками нефти Sokol в Индию остаются неизвестными.
Трудности с поставкой нефти с Сахалина-1 в Индию возникли после того, как США ужесточил меры по контролю за соблюдением потолка цен, а также ввели санкции против эмиратской Sun Ship Management, которая управляет танкерами Совкомфлота.

Тезисы В. Катона из Kpler:
  • российский морской экспорт нефти в Турцию в декабре 2023 г. немного превзошел похожий показатель ноября;
  • если в предыдущие месяцы турецкая госкомпания Tupras была главным покупателем российской нефти, сейчас она идет ноздря в ноздрю с НПЗ Star, куда ЛУКОЙЛ стал поставлять сырье сорта CPC Blend со своих каспийских месторождений;
  • преимущественно Россия поставляет в Турцию нефть сорта Urals;
  • остальные сорта нефти в одноразовом порядке;
  • учитывая спорадические несостыковки между российскими экспортерами нефти и индийскими покупателями, Турция, по всей видимости, стала самым привлекательным рынком сбыта для российской нефти;
  • цены на нефть в Индию все еще относительно высокие для сорта Urals;
  • сорт Urals в Турции может торговаться со скидкой к нефти сорта Brent 5-6 долл. США/барр.;
  • с учетом дороговизны логистики через Суэцкий канал поставки в Турцию все равно более прибыльны для российских экспортеров.


Автор: П. Паршинова


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram