Русатом Арктик
АО Русатом Арктик (Rusatom Arctic JSC):
- зарегистрировано 22 декабря 2023 г.;
- генеральный директор - В. Панов;
- уставной капитал 76 334 000 руб.;
- единственный акционер - Атомный энергопромышленный комплекс (Атомэнергопром);
- основной вид деятельности - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- в числе дополнительных видов деятельности:
- предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа, а также в других областях добычи полезных ископаемых,
- строительство кораблей, судов и плавучих конструкций, водных сооружений,
- деятельность морского грузового и пассажирского транспорта, внутреннего водного грузового и пассажирского транспорта,
- транспортная обработка грузов.
- перед Русатом Арктик стоит задача по реализации арктических проектов, связанных с развитием грузовой базы Северного морского пути (СМП);
- основными направлениями станут задачи по транспортному и логистическому обеспечению, по развитию минерально-сырьевых кластеров, энерго- и инфраструктурному обеспечению в целях формирования комплексных предложений для рынка, в том числе для оказания содействия развитию существующих и перспективных инвестиционных проектов.
Корпорация:
- является куратором 2х федеральных проектов:
- Развитие Северного морского пути,
- Северный морской путь - 2030;
- участвует в реализации
- плана развития СМП до 2035 г.,
- инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. Круглогодичный Северный морской путь, утвержденной распоряжением правительства РФ.
СМП и его цели
Северный морской путь - это морской маршрут, проходящий вдоль северных берегов России, от Баренцева до Берингова морей.
Протяженность маршрута СМП между Европой и Азией составляет 13 тыс. км по сравнению с 21 тыс. км, пройденными по маршруту Суэцкого канала.
Длина непосредственно СМП от пролива Карские Ворота до мыса Дежнева составляет 5600 км.
Грузопоток на СМП состоит из 3х видов:
- 1й - отгрузка из Обской Губы и Енисейского залива;
- 2й - включает каботажные грузы, необходимые для снабжения инвестпроектов в Арктике, а также северный завоз;
- 3й - транзит, к которому относятся суда с портами загрузки и отгрузки за пределами СМП.
В том числе - план развития СМП до 2035 г. с общим объемом финансирования почти 1,8 трлн руб.
Рост грузопотока по СМП сдерживается инфраструктурными ограничениями, в том числе:
- сдвигом сроков строительства атомных ледоколов ЛК-60 (сейчас это отставание сокращается);
- неясными перспективами строительства ледокола ЛК-120 Лидер (срок сдачи головного ледокола Россия - 2027 г., по статусу строительства известно лишь, что оно идет);
- нехваткой судов высокого ледового класса - танкеров, танкеров-газовозов, балкеров, контейнеровозов.
На 2024 г. президент РФ В. Путин поставил задачу нарастить грузооборот на маршруте до 80
млн т.
Автор: А. Гончаренко