Предварительное подведение итогов 2023 г. состоялось в г. Мурманск, на площадке ФГУП Атомфлот, сообщил Росатом 21 декабря 2023 г.
Рекорд СМП
Новый рекорд грузоперевозок по СМП зафиксирован по состоянию на 21 декабря 2023 г. - перевезено 35 млн т грузов (для сравнения: в 2022 г. значение этого показателя составило 34,117 млн т).Рекорд установил дизель-электроход Талнах Норникеля:
- 14 декабря 2023 г. судно вышло из порта Дудинка,
- в ночь с 20 на 21 декабря Талнах доставил в порт Мурманск 13 тыс. т груза,
- именно они позволили достичь показателя 35 млн т.
- по долгосрочным контрактам с Норникелем работают 2 атомных ледокола Атомфлота для оказания услуг по прокладке и поддержанию каналов в ледовом припае р. Енисей от Енисейского залива до порта Дудинка.
По состоянию на 21 декабря 2023 г. атомными ледоколами Атомфлота обеспечено 730 проводок судов (для сравнения: с 1 января 2022 г. по 21 декабря 2022 г. - 653).
Спецпредставитель Росатома по вопросам развития Арктики В. Панов сообщил, что по итогам 2023 г. в целом Росатом планирует достичь показателя грузоперевозок по СМП в 36 млн т.
Тезисы от В. Панова:
- сегодня 35-миллионная тонна была перевезена, и до конца года планируем перевозить по 100 тыс. т/сутки,
- в итоге стремимся к 36 млн т,
- в 1987 г. в Советском Союзе рекорд перевозок по СМП составил 7 млн т,
- в современной истории рекорд перевозок по СМП был поставлен в 2021 г.: было перевезено 34,9 млн т,
- в 2022 г., несмотря на значительный рост перевозок российских компаний, падение транзитного грузопотока вследствие геополитических факторов превысило 90%,
- но в этом году был поставлен рекорд транзитного грузопотока, который был полностью восстановлен: перевезли 2,127 млн т, этот груз был перенаправлен с Суэцкого канала на СМП.
- этот рекорд стал возможен благодаря труду тысяч людей, работающих в Арктике компаний, среди которых в первую очередь хотелось бы отметить НОВАТЭК, Норникель, Газпром нефть, Роснефть, ЛУКОЙЛ, СУЭК и ЕвроХим, этот вклад будет только расти.
СМП и его цели
Северный морской путь - морской маршрут, проходящий вдоль северных берегов России, от Баренцева до Берингова морей.Протяженность маршрута СМП между Европой и Азией составляет 13 тыс. км по сравнению с 21 тыс. км, пройденными по маршруту Суэцкого канала.
Длина непосредственно СМП от пролива Карские Ворота до мыса Дежнева составляет 5600 км.
Грузопоток на Северном морском пути состоит из 3 видов:
- отгрузка из Обской Губы и Енисейского залива,
- каботажные грузы, необходимые для снабжения инвестиционных проектов в Арктике, а также северный завоз,
- транзит, куда входят суда с портами загрузки и отгрузки за пределами СМП.
В ряде стратегических документов правительства РФ, в т.ч. в федеральном проекте развития СМП, а также в майском указе президента РФ В. Путина от 2019 г. зафиксирован целевой показатель в 80 млн т грузооборота по СМП в 2024 г.
Это означает, что в 2024 г. должен быть обеспечен рост грузооборота по СМП в 2,2 раза по сравнению с 2023 г.
Глава Росатом А. Лихачев на полях ПМЭФ-2023 сообщил, что российские компании в 2024-2025 гг. будут перевозить по СМП порядка 80 млн т/год грузов, а к 2030 г. объем достигнет 100 млн т/год.
Ранее госкорпорация поясняла, что ориентируется на эти показатели как на целевые в базовом сценарии, который сформирован на основе подтвержденных планов компаний-грузоотправителей, которые были направлены в Росатом и правительство.
При этом рассматривается и рисковый сценарий, при котором грузопоток на СМП к 2024 г. может составить 57 млн т/год в зависимости от того, будут ли сдвигаться проекты компаний-грузоотправителей.
Так, в 2024 г. планировался запуск проекта Восток Ойл Роснефти и 1й линии СПГ-завода Арктик СПГ-2 НОВАТЭКа, но неясно, будут ли они соблюдены, в т.ч. в связи с санкционным давлением США на проект Арктик СПГ-2.
Рост грузопотока по СМП сдерживается инфраструктурными ограничениями, в т.ч.:
- сдвигом сроков строительства атомных ледоколов ЛК-60 (сейчас это отставание сокращается),
- неясными перспективами строительства ледокола ЛК-120 Лидер (срок сдачи головного ледокола Россия - 2027 г., по статусу строительства известно лишь, что оно идет).
- нехваткой судов высокого ледового класса - танкеров, танкеров-газовозов, балкеров, контейнеровозов.