Об этом сообщила пресс-служба компании.
Сейчас тариф на эту услугу составляет 4 292,4 тенге/т (9,37 долл. США/т) на 1 тыс. км (без НДС), он действует с 1 апреля 2018 г.
Тезисы пресс-службы:
- с 1 января 2024 г. тариф на услугу компании КазТрансОйл по перекачке нефти в целях транзита через территорию Казахстана по казахстанскому участку МНП Туймазы - Омск - Новосибирск - 2 составит 11,28 долл. США/т на 1 тыс. км (без НДС);
- новый тариф утвержден приказом генерального директора КТО;
- таким образом, с 1 января 2024 г. стоимость перекачки нефти в целях транзита через территорию Республики Казахстан (РК) по казахстанскому участку МНП ТОН-2 составит 2,1 долл. США/т (без НДС);
- с 1 апреля 2018 г. по 31 декабря 2023 г. стоимость перекачки нефти в целях транзита через территорию РК по казахстанскому участку МНП ТОН-2 составляет 799,455 тенге/т (без НДС), это около 1,75 долл. США/т.
По казахстанскому участку протяженностью 186,25 км осуществляются поставки нефти на Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ), транзит российской нефти в КНР и Узбекистан.
Напомним, 15 мая 2023 г. КТО и Роснефть продлили договор о ежегодном транзите в Китай 10 млн т российской нефти до 2034 г.
Транспортировка осуществляется через МНП ТОН-2.
Расширение мощностей для поставок казахстанской нефти в Китай
- в апреле 2023 г. КазМунайГаз (КМГ) обсуждал с PetroChina, дочкой CNPC, возможность увеличения поставок казахстанской нефти в Китай за счет расширения МНП Казахстан - Китай;
- в 2022 г. объемы поставок из Атырау на восток увеличились, и сейчас мощности на участке Атырау - Кенкияк - Кумколь практически полностью загружены;
- по участку МНП Атырау - Кенкияк в 2022 г. было поставлено 4,5 млн т нефти, по участку Кенкияк - Кумколь - 8,1 млн т нефти;
- казахстан планирует реализовать проект расширения МНП Казахстан на участке Атырау - Кенкияк - Кумколь,
- в частности, участок МНП Кенкияк - Кумколь имеет мощность 10 млн т/год, за счет строительства 3 дополнительных НПС мощность может быть увеличена до 20 млн т/год;
- в случае реализации этого проекта встает вопрос с транзитом российской нефти через Казахстан в Китай по участку МНП Атасу - Алашанькоу.
Роснефть и Китай
- Роснефть стала 1й российской компанией, которая подписала долгосрочные контракты с китайской стороной, в т.ч. с CNPC;
- Роснефть является основным российским поставщиком нефти в КНР, обеспечивая примерно 7% общей потребности китайского рынка в сырье%;
- в июне 2013 г. Роснефть и CNPC подписали 2 договора в рамках реализации российско-китайского межправсоглашения о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью;
- согласно эти договорам, Роснефть до конца 1го полугодия 2038 г. поставит CNPC до 325,3 млн т нефти;
- в целом в период с 2005 по 2022 гг. совокупные поставки Роснефти в Китай составили 442 млн т нефти;
- дополнительно в феврале 2022 г. Роснефть и CNPC подписали контракт на поставку 100 млн т нефти в Китай через Казахстан до конца 2033 г.;
- основными маршрутами поставок российской нефти в Китай является МНП Сковородино - Мохэ, а также порт Козьмино, которые связаны с МНП Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО):
- ВСТО-1 проходит по маршруту Тайшет - Сковородино, его пропускная мощность составляет 80 млн т/год, оттуда уходит отвод в Китай на Мохэ,
- ВСТО-2 идет от Сковородино до порта Козьмино, этот участок вышел на проектную мощность в 50 млн т/год в ноябре 2019 г., на 10 лет раньше планируемого срока;
- на этом фоне транзитные поставки через Казахстан выглядят скромно, но это важный маршрут, т.к.:
- мощности МНП ВСТО сильно загружены,
- Восточный полигон РЖД останется перегруженным в среднесрочной перспективе, хотя логистические схемы с использованием ж/д-перевозок нефти сейчас восстанавливаются,
- поставки российской нефти в Европу в настоящее время за некоторыми исключениями заблокированы.
Автор: А. Хасанова