USD 102.9125

-0.52

EUR 108.7016

-0.31

Brent 73.24

-0.57

Природный газ

-3.22

4 мин
...

Объем грузопотока по СМП в 2024 г. может не достичь 80 млн т/год

Минвостокразвития РФ смоделировало 3 сценария развития грузопотока в акватории Арктической зоны и СМП до 2030 г. с перспективой до 2035 г.

Объем грузопотока по СМП в 2024 г. может не достичь 80 млн т/год

Москва, 23 окт - ИА Neftegaz.RU. Объем грузопотока по Северному морскому пути (СМП) в 2024 г. может оказаться ниже заложенных в официальные документы 80 млн т.
План перевозить к 2024 г. по СМП 80 млн т/год грузов зафиксирован в ряде стратегических документов правительства, в т.ч. в федеральном проекте развития СМП, а также в майском указе президента РФ В. Путина от 2019 г.
В 2022 г. объем грузопотока по СМП составил 34 млн т, немного снизившись по сравнению с результатом 2021 г., но превысив план.

Однако перспективы роста грузооборота по СМП уже тогда вызывали неоднозначные оценки, поскольку многие проекты, ключевые для загрузки СМП, оказались под давлением вследствие санкций и высока вероятность сдвига вправо.
Тем не менее, глава Росатома А. Лихачев на ПМЭФ-2023 выражал уверенность в том, что российские компании в 2024-2025 гг. будут перевозить по СМП порядка 80 млн т/год грузов, а к 2030 г. объем достигнет 100 млн т/год.
Однако все чаще появляются оценки, указывающие на то, что этот показатель достигнут не будет.
Так, Минвостокразвития РФ в проекте доклада правительству, в котором учитывались последствия санкций для перспективных проектов в Арктике, в базовом сценарии закладывает объем грузопотока по СМП в 2024 г. на уровне 74 млн т.
Об этом 23 октября 2023 г. сообщил Ъ со ссылкой на документ министерства от 9 октября, который сейчас находится на согласовании в профильных министерствах.

3 сценария от Минвостокразвития

Минвостокразвития РФ смоделировало 3 сценария развития грузопотока в акватории Арктической зоны (с учетом Мурманска и Западной Арктики) и СМП (от пролива Карские Ворота до Берингова пролива) до 2030 г. с перспективой до 2035 г.

Базовый сценарий, разработанный Минвостокразвития, предполагает, что ключевые перспективные грузоотправители - Восток Ойл Роснефти, проекты Арктик СПГ-2, Арктик СПГ-1 и Обский СПГ НОВАТЭКа - выполняют свои планы, а также не испытывают нехватки в ледоколах и инфраструктурных мощностях.
По этой модели:
  • грузопоток по СМП в 2024 г. составит 74 млн т,
  • к 2030 г. вырастет до 224 млн т/год,
  • к 2035 г. - до 230 млн т/год, причем до 75% грузопотока будет приходиться на нефть и сжиженный природный газ (СПГ).
Наибольшее влияние на показатели имеет Восток Ойл, который в базовом сценарии должен начать отгрузку 30 млн т/год нефти в 2024 г., а к 2030 г. достичь 100 млн т/год.
Кроме того, сценарий предполагает к 2030 г. 30 млн т/год транзитных грузов по СМП.

В оптимистичном сценарии рост грузооборота по СМП происходит за счет будущих проектов НОВАТЭКа Арктик СПГ-1, Арктик СПГ-3 и еще до 12,3 млн т/год СПГ с добычного проекта Юрхаровнефтегаза, а также проектов освоения Сырадайского месторождения и Таймырского угольного бассейна АЕОН Р. Троценко.
По этому сценарию:
  • перевозки по СМП к 2024 г. вырастут до 81 млн т,
  • к 2030 г. - достигнут 244 млн т/год,
  • к 2035 г. - до 288 млн т/год.
В Арктической зоне (западнее пролива Карские Ворота) грузопоток вырастет с 25 млн т в 2024 г. до 57 млн т/год в 2030 г. и 82 млн т/год в 2035 г.
При этом в Арктической зоне учтен отложенный проект Газпрома по производству СПГ на Штокмановском месторождении в Баренцевом море: грузопоток с этого проекта предусмотрен на уровне 17 млн т/год в 2028 г. и 50 млн т/год в 2035 г.

Консервативный сценарий предполагает, что НОВАТЭК из-за санкций откажется от реализации проектов Обский ГХК и Арктик СПГ-1, а ряд других проектов, в т.ч. Восток Ойл, сдвинутся вправо или их мощность будет сокращена.
В этом сценарии:
  • грузопоток в 2030 г. составит 117 млн т/год,
  • 131 млн т/год к 2035 г., транзитные перевозки будут достигать 38 млн т/год.
Транзитный грузопоток по СМП в 2023 г. может составить 4 млн т, в 2024 году - 7 млн т за счет перенаправления угольной продукции через терминал Лавна в Мурманской области.
Увеличить транзит по СМП к 2030 г., по мнению Росатома, приведенному в проекте доклада, можно за счет 2-сторонних договоренностей с иностранными партнерами о поставках до 50 млн т/год грузов в Китай, 10 млн т/год - в Южную Корею, по 5 млн т/год - в Японию, Вьетнам и Индию, до 3 млн т/год - в Таиланд.

Грузооборот по СМП от российских проектов в консервативном сценарии во многом ограничивается нехваткой судов.
Восток Ойл в 2025 г. отгрузит 18 млн т, т.е. к этому моменту будет обеспечена транспортировка нефти с месторождений Ванкорского кластера по трубопроводу до терминала Бухта Север.
По данным главы консультационного центра Гекон М. Григорьева, строительство 1го танкера ледового класса Arc7 для проекта запланировано на декабрь 2024 г., 2го и 3го - на март и июнь 2025 г.
Этих судов будет недостаточно для вывоза нефти даже на самом коротком плече - в Мурманск.
Строящиеся на ССК Звезда суда серии Aframax 114 тыс. т имеют, по данным РМРС, ледовый класс Ice3 (IB) (класс Arc4 - IA - указан только для корпуса), поэтому, согласно правилам плавания в акватории СМП, смогут эксплуатироваться только в период с 1 июля по 15 ноября.
Кроме того отсутствует информация о ходе строительства портового флота для проектов Восток Ойл и Арктик СПГ-2, в т.ч. для пунктов перевалки СПГ в Мурманске и на Камчатке.

Ледокольная группировка СМП

Планируется, что в 2024 г. ледокольная группировка для обеспечения проводки по СМП будет состоять из 8 атомных и 3 неатомных ледоколов, в 2030 г. и 2035 г. - 9 атомных и 5 неатомных ледоколов.
К 2035 году может потребоваться дополнительное усиление восточного сектора СМП 3 ледоколами ЛК-60 и еще 1 ледоколом проекта Лидер (ЛК-120Я).
Таким образом, дефицит ледоколов к 2035 г. составляет не менее 4 ед.

Вместе с тем бюджетные средства на строительство ледоколов в 2024-2026 гг. сокращены:
  • для Лидера на 6,26 млрд руб.,
  • для 3 ЛК-60 - совокупно на 4,64 млрд руб.
Это, как следует из проекта документа, не позволит вводить ледокольный флот в контрактные сроки, а также может привести к недостижению цели инициативы «Круглогодичный Севморпуть».
В Росатоме сообщили, что сроки поставки ледоколов регламентированы нормативными актами правительства РФ и госконтрактами, никаких изменений в этих документах нет.

Президент РФ В. Путин, выступая на открытии Форума «Один пояс, один путь» в г. Пекин 18 октября 2023 г., заявил, что с 2024 г. навигация для грузовых судов ледового класса на всем протяжении Севморпути станет круглогодичной.
В. Путин также отметил, что Россия готова обеспечить надежную ледовую проводку, связь и снабжение на СМП и предлагает партнерам не просто использовать транзитный потенциал СМП, а приглашает заинтересованные государства к прямому участию в развитии этого маршрута.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram