Об этом сообщил гендиректор компании Совкомфлот И. Тонковидов.
Тезисы гендиректора:
- иностранные операторы проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 свои проекты покинули;
- мы наладили эффективное взаимодействие с новыми операторами;
- уверенно обеспечиваем безопасную транспортировку нефти с этих проектов в полном объеме.
Проблемы Совкомфлота
Компания является крупнейшим оператором флота ледового класса (более 80 судов).СКФ был максимально задействован в обслуживании крупных индустриальных проектов в России и за рубежом: Сахалин-1, Сахалин-2, Варандей, Приразломное, Новый Порт, Ямал СПГ, Арктик СПГ-2, Tangguh (Индонезия).
В конце марта 2022 г. в отношении Совкомфлота были введены санкции, связанные с конфликтом на Украине.
В результате его суда лишили страховки от Международной группы клубов взаимного страхования (International Group of P&I Clubs).
Сначала компания попала в санкционные списки США и ЕС, а после - Великобритании.
Это означало заморозку активов предприятия в соответствующих странах.
6 мая 2022 г. стало известно, что компания планирует продать до 1/3 своего флота, т.к. они не сумели в срок выплатить купон по евробондам и погасить кредиты.
По данным источников, покупка как минимум 40 судов из 121, которыми непосредственно владел Совкомфлот, обсуждалась с покупателями из Дубая и Китая.
В июне 2022 г. глава СКФ И. Тонковидов заявлял о решении проблемы за счет привлечения российских страховщиков.
После чего СКФ получил для своих танкеров страховку Ингосстраха.
Также в июне 2022 г. стало известно, что компания перевела большую часть бизнеса в Дубай.
Это должно было помочь продолжить работу в условиях санкций.
Однако оператор проекта Сахалин-1 - ExxonMobil - настаивала на обязательном P&I-страховании, т.е. страховании широких, неопределенных рисков, которые некоторые страховщики обычно не покрывают.
В результате танкеры СКФ прекратили работу на проекте и транспортировка нефти потребителям, по сути, встала.
В конце июня 2022 г. суда компании с проекта Сахалин-1 перебросили на доставку нефти азиатским покупателям из нефтеналивного порта Козьмино.
В свою очередь из-за отказа работать с танкерами Совкомфлота 17 октября 2022 г. ExxonMobil остановила добычу на проекте Сахалин-1.
Сахалин-1
Напоминаем, что ранее оператором Сахалина-1 была компания Sakhalin Energy, в которой Газпрому принадлежало 50% плюс 1 акция, Shell – 27,5% минус 1 акция, Mitsui & Co. Ltd – 12,5%, Mitsubishi Corporation – 10%.14 октября 2022 г. было принято решение о переводе проектов Сахалин-1 в российскую юрисдикцию, в соответствии с ранее опубликованным указом В. Путина:
- статус нового оператора СРП-проекта вместо Exxon Neftegaz Limited (дочка ExxonMobil) получила компания Сахалин-1, зарегистрирована в Южно-Сахалинске;
- единоличным исполнительным органом компании-оператора является Сахалинморнефтегаз-Шельф (дочерняя структура Роснефти), получившее 11,5% в ее уставном капитале (пропорционально доле в СРП);
- еще 8,5% распоряжается РН-Астра.
14 ноября 2022 г. кабмин РФ разрешил передать 20% доли нового оператора Сахалин-1 индийской госкомпании ONGC Videsh Ltd, а также 30% японской Sakhalin Oil and Gas Development Co. Ltd. (Sodeco).
Еще 20% принадлежат Роснефти.
Сахалин - 2
28 февраля 2022 г. Shell объявила о выходе их проекта Сахалин-2 , японские Mitsui и Mitsubishi не намеревались покидать его.30 июня 2022 г. президент РФ В. Путин подписал указ о передаче государству активов оператора проекта (Sakhalin Energy).
2 августа 2022 г. правительство создало нового оператора проекта – ООО Сахалинская энергия.
49,99% принадлежит самому оператору, а Газпром Сахалин холдинг получил долю 50%.
Сахалинская энергия зарегистрирована в г. Южно-Сахалинск 5 августа, к активной работе новый оператор приступил 19 августа.
Газпрому его пакет акций перешел еще по президентскому указу, Mitsui и Mitsubishi по просьбе правительства Японии вошли в состав акционеров Сахалинской энергии, Shell отказалась.
Доля участия Shell в проекте Сахалин-2 теперь может быть продана новому акционеру, прошедшему отбор.
Под критерии отбора подходит НОВАТЭК, интерес у компании к проекту есть.
О проекте
- проект реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) с 1994 г;
- осваиваются Пильтун-Астохское (преимущественно нефтяное) и Лунское (преимущественно газовое) месторождения на шельфе о. Сахалин;
- инфраструктура проекта включает в себя:
- 3 морские платформы;
- объединенный береговой технологический комплекс;
- терминал отгрузки нефти;
- СПГ-завод проектной мощностью 9,6 млн т/год (по факту производство достигало 11,6 млн т/год, в 2022 г. ожидается 11,4 млн т);
- запасы проекта оцениваются в 160 млн т нефти и 500 млрд м3 природного газа;
- добыча нефти составляет около 20 млн т/год , а газа – 53 млн м3 .
Автор: П. Паршинова