Об этом поведал министр портов, судоходства и водных путей С. Соновал на сессии ВЭФ -2023 .
Активизация проекта ВМС - это своего рода ответ России плану Запада, анонсированного в рамках G20.
Восточный морской коридор
Отсутствие транспортных связей - одна из причин ограниченности торговли между Индией и Россией, которая в течение последних нескольких лет колеблется на уровне до 13 млрд долл США.Морское сообщение Ченнаи-Владивосток впервые было оформлено на политическом уровне во время визита Н. Моди в г. Владивосток в 2019 г. для участия в ВЭФ -19 и в ежегодном 2 -стороннем российско-индийском саммите.
Тогда стороны подписали Меморандум о намерениях (МоВ) по развитию морских коммуникаций между портом Ченнаи и портом Владивосток.
В мае 2023 г. в Индии побывали специалисты из РФ с целью подготовки ТЭО.
В рамках ВЭФ -23 Индия сообщила о планах развития проекта ЕМС с Россией:
- Россия готова отправить делегацию в г. Ченнаи для дальнейшей проработки деловых возможностей альтернативного морского маршрута из г. Владивостока;
- России направлено приглашение провести индийско - российский семинар по ВМС в г. Ченнаи;
- важно создать общую площадку для общения между портовыми властями Дальнего Востока РФ и Индии,
- РЖД, транспортными и судоходными компаниями обеих стран,
- торговыми компаниями по коксующемуся углю.
- поскольку команды обеих стран готовились к скорейшему вводу в эксплуатацию ВМС, визит в гг. Владивосток, Восточный, Находка и Козьмино оказался особенно полезным;
- время проведения семинара : 30 октября - 1 ноября 2023 г. в г. Ченнаи.
- маршрут: Японское море, мимо Корейского полуострова, Тайваня и Филиппин в Южно-Китайском море, мимо Сингапура и Малаккского пролива, выходит в Бенгальский залив, а затем пересекает Андаманский и Ченнайский проливы, Никобарский архипелаг до Ченнаи;
- расстояние примерно в 5647 морских миль;
- позволит сократить время перевозки почти на 30%, чем по существующему популярному маршруту Санкт-Петербург - Мумбаи;
- возможная номенклатура продукции:
- из РФ: коксующийся уголь, нефть, СПГ;
- из Индии: строительное оборудование, стройматериалы, фармацевтическую продукцию и др;
- преимущества: расположение порта Ченнаи в Бенгальском заливе делает его идеальными воротами для торговли со странами Юго-Восточной Азии: Таиланд, Вьетнам и Индонезия,
- г. Владивосток:
- конечная точка Транссибирской магистрали,
- 4й по грузообороту в РФ,
- потребуется оптимизация подъездных путей к порту Владивосток и его углубление.
- проходит через Красное, Средиземное и Балтийское моря;
- введенный в эксплуатацию в 2000 г.;
- маршрут - п. Нхава-Шева в г. Мумбаи - п. Санкт-Петербург;
- расстояние - 8 675 морских миль (около 16 000 км)
- срок - 40 дней.
Проект ЕМС также поможет углубить сотрудничество двух стран в Дальневосточном регионе в областях энергетики, лесопользования, обработки алмазов, фармацевтики, здравоохранения и других.
Международный транспортный коридор (МТК) Север-Юг
Кроме того, Россия и Индия также работают над созданием международного транспортного коридора (МТК) Север-Юг, связывающего Санкт-Петербург и Мумбаи.Общая протяженность этого маршрута составит 7,2 тыс. км.
МТК предусматривает использование железнодорожного, автомобильного и морского транспорта.
Перевозки по этому маршруту будут стоить в несколько раз дешевле и занимать меньше времени, чем доставка через Суэцкий канал.
Планируется начать эксплуатацию МТК Север-Юг в 2024 г.
План США и ЕС в отношении Индийско-Ближневосточного экономического коридора
Запад пытается конкурировать с китайской инициативой «1 Пояс - 1 путь» и защищать европейские интересы в ключевых торговых партнерах.США и ЕС представили План развития нового морского и железнодорожного коридора, соединяющего Индию с Ближним Востоком и Средиземным морем.
Анонсирование планов Индийско-Ближневосточного экономического коридора сродни реанимации древнего торгового пути вверх по Красному морю из Индии в Египет.
Первый в своем роде экономический коридор станет исторической инициативой по сотрудничеству в сфере связи и инфраструктуры с участием Индии, ОАЭ, Саудовской Аравии, ЕС, Франции, Италии, Германии и США.
Запад бросил вызов Китаю, но этим задел и Россию.
Опытный Си Цзиньпин не приехал на G20, поскольку об этом индо-американском плане было известно заранее.
Хотя его отсутствие довольно сильно коррелировало с не приездом В. Путина.
Индо-американский план был представлен на полях саммита G20 в г. Нью-Дели 8 сентября 2023 г. в рамках Меморандума о взаимопонимании (МоВ).
Маршрут:
- Аравийское море от Индии до ОАЭ;
- пересечет Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль;
- из Израиля соединится с Европой.
Железнодорожная сделка свяжет судоходные и железнодорожные линии из Индии в Европу через ОАЭ, Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль.
Однако никаких обязывающих финансовых обязательств взято не было, хотя стороны согласились разработать план действий на следующие 60 дней.
Для США проект может стать противовесом растущему влиянию Китая в регионе, поскольку ОАЭ и Саудовская Аравию углубляют связи с Китаем, Индией и другими азиатскими державами.
Запланированный проход коридора через Иорданию и Израиль может также поддержать усилия администрации Д. Байдена по развитию недавней нормализации отношений между Израилем и несколькими арабскими государствами, включая ОАЭ.
Нужно сказать, что трансграничные инфраструктурные проекты в арабском мире пока не получили большого успеха.
За 10 лет не удалось реализовать проект железнодорожной сети протяженностью 2117 км, которая бы соединила Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Катар, Оман и Бахрейн.
Отдельно ЕС и США сделали заявление в кулуарах саммита о планах реализации Трансафриканского коридора между Демократической Республикой Конго, Замбией и Анголой, направленного на улучшение торговли сырьем, включая медь.
За 10 лет не удалось реализовать проект железнодорожной сети протяженностью 2117 км, которая бы соединила Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Катар, Оман и Бахрейн.
Отдельно ЕС и США сделали заявление в кулуарах саммита о планах реализации Трансафриканского коридора между Демократической Республикой Конго, Замбией и Анголой, направленного на улучшение торговли сырьем, включая медь.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина