USD 90.9345

0

EUR 100.7958

0

Brent 71.61

0

Природный газ 2.294

0

4 мин
...

Декарбонизация судоходства на СМП: Газпромнефть и Росатом будут совместно реализовывать проект Евроазиатского контейнерного транзита

Один из способов снизить антропогенное воздействие на Мировой океан - ​сокращение протяженности маршрутов.

Декарбонизация судоходства на СМП: Газпромнефть и Росатом будут совместно реализовывать проект Евроазиатского контейнерного транзита

Источник: Газпром нефть

Владивосток, 11 сен - ИА Neftegaz.RU. Газпром нефть и Росатом договорились о совместной реализации проекта Евроазиатского контейнерного транзита (ЕАКТ).
На Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2023) меморандум о сотрудничестве подписали директор по развитию бизнеса Росатома Е. Ляхова, гендиректор Газпромнефть Марин Бункер А. Соболев и гендиректор Газпромнефть Шиппинг Д. Зайкин.

Проект направлен на создание первой регулярной контейнерной линии для выполнения транзитных грузоперевозок между восточной и западной частью Евразии через Северный морской путь (СМП).

Соглашением предусмотрено взаимодействие Росатома и Газпром нефти в вопросе изучения условий бункеровки флота ЕАКТ судовым топливом с низким углеродным следом, в т.ч. сжиженным природным газом.
Сотрудничество компаний позволит:
  • повысить экологическую безопасность и устойчивость первой арктической контейнерной линии,
  • внесет вклад в декарбонизацию судоходства в Арктике.

Газпром нефть и бункеровка

  • лидер экологичной бункеровки в России, в частности в портах, обслуживающих маршрут СМП;
  • первой в стране вывела на рынок топливо с содержанием серы ниже 0,1%, предназначенное для особых зон судоходства;
  • с 2022 г. с помощью первого в России СПГ-бункеровщика «Дмитрий Менделеев» осуществляет заправку морского транспорта экологичным сжиженным природным газом;
  • предоставляет судовладельцам возможность заправки морского транспорта топливом на биокомпонентной основе;
  • создала специальную дочернюю компанию - Газпромнефть Шиппинг – осуществляющую оперативное управление 9 танкерами-бункеровщиками, в т.ч. «Дмитрием Менделеевым», 3мя арктическими нефтеналивными танкерами и 2мя ледоколами.
Тезисы гендиректора Газпромнефть Марин Бункер А. Соболева:
  • декарбонизация судоходства на стратегическом транспортном маршруте Северного морского пути – одна из ключевых задач для участников всей отрасли;
  • на сегодняшний день мы заправляем экологичным топливом каждое второе судно в Арктике;
  • в числе наших партнеров – компании, осуществляющие транспортировку грузов, а также специализированные суда, задействованные в крупных арктических проектах;
  • для круглогодичного обеспечения полярного флота топливом выстроена единая логистическая инфраструктура, включающая собственные бункеровщики повышенного ледового класса для работы на северных широтах.
Тезисы гендиректора Газпромнефть Шиппинга Д. Зайкина:
  • накопленный опыт эксплуатации первого в России СПГ-бункеровщика «Дмитрий Менделеев» позволяет предоставлять участникам судоходной отрасли уникальную экспертизу, необходимую при планировании будущих маршрутов и строительстве морского транспорта на топливе с низким углеродным следом;
  • в первую очередь это касается технической синхронизации топливных систем новых судов для заправки СПГ и подготовки экипажей для работы с газомоторным топливом;
  • для этого ранее мы инициировали и внедрили в практику российского судоходства соответствующий стандарт, регламентирующий технологические процессы и процедуры бункеровки СПГ, запустили собственную образовательную программу.

СМП - это перспективно

  • с 2018 г. является инфраструктурным оператором Северного морского пути, обеспечивающим безопасность и бесперебойную работу этого транспортного маршрута;
  • развивает логистический бизнес, в т.ч. проект Евроазиатский контейнерный транзит.
Тезисы директора по развитию бизнеса Росатома Е. Ляховой:
  • благодаря развитию транзитного маршрута через Северный морской путь, участники мировой торговли получат дополнительный маршрут доставки грузов, который поможет сократить сроки перевозок и нагрузку на окружающую среду;
  • мы стремимся к тому, чтобы транзит через СМП был предсказуемым и безопасным, и приветствуем наших партнеров, которые, как и мы, занимаются развитием Северного морского пути, обеспечивая баланс его экономического и устойчивого развития.
Для любознательных напомним, что один из способов снизить антропогенное воздействие на Мировой океан - ​сокращение протяженности маршрутов.
Контейнеровозы, следующие из стран Юго-Восточной Азии, а также из Индии, Китая и Японии в Европу и обратно, идут через:
  • перегруженный Суэцкий канал;
  • еще более длинный путь - ​вдоль южного берега Мадагаскара и ЮАР.
Доставка контейнерных грузов по СМП будет в среднем на 1/3 быстрее, чем через Суэцкий канал.
Например, от г. Мурманска до портов Японии через Арктику - ​около 6 тыс. морских миль, а через Суэцкий канал - ​более 12 тыс.
Напомним, что в июне 2023 г. глава Росатома А. Лихачев сообщил, что российские компании в 2024-2025 гг. будут перевозить по СМП порядка 80 млн т/год грузов, а к 2030 г. объем достигнет 100 млн т/год.

ЕАКТ

Преимущества запуска Евроазиатского контейнерного транзита (ЕАКТ):
  • уже готова технико-имитационная модель маршрута;
  • проект может существенно (по разным оценкам, на 25-38 %) снизить углеродный след коммерческих перевозок;
  • транзит безопасен, т.к. проходит исключительно в российских территориальных водах, риск встретиться с пиратами, как в территориальных водах Сомали или в Гвинейском заливе, нулевой.
Недостатки и задачи проекта:
  • для запуска нового транзита нужна инфраструктура;
  • предстоит создать флот контейнеровозов арктического класса, причем сделать это в соответствии с принципами устойчивого развития для сокращения воздействия на экосистему Арктики;
  • уже определен оптимальный тип судна (арктический контейнеровоз), разработан его эскизный проект, проведены испытания корпуса в ледовой обстановке и на чистой воде;
  • на пилотном этапе планируется построить до 9ти контейнеровозов;
  • для запуска регулярной контейнерной линии также необходимы перегрузочные порты нового поколения;
  • на маршруте ЕАКТ их будет 2:
    • в Белокаменке Мурманской области (Западный транспортно-логистический узел, ЗТЛУ),
    • во Владивостоке (Восточный транспортно-логистический узел, ВТЛУ);
  • в портах будут осуществлять перевалку грузов с контейнеровозов ледового класса на обычные суда и наоборот;
  • технология перевалки уже выбрана, идет проектирование ЗТЛУ и комплексные инженерные изыскания на площадке;
  • по ВТЛУ разрабатывается проектная документация;
  • идет уточнение объема инвестиций, выбор партнеров, разрабатывается концепция цифровизации портовой и судовой инфраструктуры ЕАКТ.
Ожидания:
  • Западный и Восточный узлы смогут принимать суда вместимостью до 6 тыс. ДФЭ (20‑футовый эквивалент, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств);
  • расчетная пропускная способность каждого терминала - ​около 10 млн т/год;
  • на пилотном этапе по СМП будут перевозить более 800 тыс. ДФЭ/год;
  • пилотная эксплуатация ЕАКТ начнется не раньше 2027 г.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram