На Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2023) меморандум о сотрудничестве подписали директор по развитию бизнеса Росатома Е. Ляхова, гендиректор Газпромнефть Марин Бункер А. Соболев и гендиректор Газпромнефть Шиппинг Д. Зайкин.
Проект направлен на создание первой регулярной контейнерной линии для выполнения транзитных грузоперевозок между восточной и западной частью Евразии через Северный морской путь (СМП).
Соглашением предусмотрено взаимодействие Росатома и Газпром нефти в вопросе изучения условий бункеровки флота ЕАКТ судовым топливом с низким углеродным следом, в т.ч. сжиженным природным газом.
Сотрудничество компаний позволит:
- повысить экологическую безопасность и устойчивость первой арктической контейнерной линии,
- внесет вклад в декарбонизацию судоходства в Арктике.
Газпром нефть и бункеровка
- лидер экологичной бункеровки в России, в частности в портах, обслуживающих маршрут СМП;
- первой в стране вывела на рынок топливо с содержанием серы ниже 0,1%, предназначенное для особых зон судоходства;
- с 2022 г. с помощью первого в России СПГ-бункеровщика «Дмитрий Менделеев» осуществляет заправку морского транспорта экологичным сжиженным природным газом;
- предоставляет судовладельцам возможность заправки морского транспорта топливом на биокомпонентной основе;
- создала специальную дочернюю компанию - Газпромнефть Шиппинг – осуществляющую оперативное управление 9 танкерами-бункеровщиками, в т.ч. «Дмитрием Менделеевым», 3мя арктическими нефтеналивными танкерами и 2мя ледоколами.
- декарбонизация судоходства на стратегическом транспортном маршруте Северного морского пути – одна из ключевых задач для участников всей отрасли;
- на сегодняшний день мы заправляем экологичным топливом каждое второе судно в Арктике;
- в числе наших партнеров – компании, осуществляющие транспортировку грузов, а также специализированные суда, задействованные в крупных арктических проектах;
- для круглогодичного обеспечения полярного флота топливом выстроена единая логистическая инфраструктура, включающая собственные бункеровщики повышенного ледового класса для работы на северных широтах.
- накопленный опыт эксплуатации первого в России СПГ-бункеровщика «Дмитрий Менделеев» позволяет предоставлять участникам судоходной отрасли уникальную экспертизу, необходимую при планировании будущих маршрутов и строительстве морского транспорта на топливе с низким углеродным следом;
- в первую очередь это касается технической синхронизации топливных систем новых судов для заправки СПГ и подготовки экипажей для работы с газомоторным топливом;
- для этого ранее мы инициировали и внедрили в практику российского судоходства соответствующий стандарт, регламентирующий технологические процессы и процедуры бункеровки СПГ, запустили собственную образовательную программу.
СМП - это перспективно
- с 2018 г. является инфраструктурным оператором Северного морского пути, обеспечивающим безопасность и бесперебойную работу этого транспортного маршрута;
- развивает логистический бизнес, в т.ч. проект Евроазиатский контейнерный транзит.
- благодаря развитию транзитного маршрута через Северный морской путь, участники мировой торговли получат дополнительный маршрут доставки грузов, который поможет сократить сроки перевозок и нагрузку на окружающую среду;
- мы стремимся к тому, чтобы транзит через СМП был предсказуемым и безопасным, и приветствуем наших партнеров, которые, как и мы, занимаются развитием Северного морского пути, обеспечивая баланс его экономического и устойчивого развития.
Контейнеровозы, следующие из стран Юго-Восточной Азии, а также из Индии, Китая и Японии в Европу и обратно, идут через:
- перегруженный Суэцкий канал;
- еще более длинный путь - вдоль южного берега Мадагаскара и ЮАР.
Например, от г. Мурманска до портов Японии через Арктику - около 6 тыс. морских миль, а через Суэцкий канал - более 12 тыс.
Напомним, что в июне 2023 г. глава Росатома А. Лихачев сообщил, что российские компании в 2024-2025 гг. будут перевозить по СМП порядка 80 млн т/год грузов, а к 2030 г. объем достигнет 100 млн т/год.
ЕАКТ
Преимущества запуска Евроазиатского контейнерного транзита (ЕАКТ):- уже готова технико-имитационная модель маршрута;
- проект может существенно (по разным оценкам, на 25-38 %) снизить углеродный след коммерческих перевозок;
- транзит безопасен, т.к. проходит исключительно в российских территориальных водах, риск встретиться с пиратами, как в территориальных водах Сомали или в Гвинейском заливе, нулевой.
- для запуска нового транзита нужна инфраструктура;
- предстоит создать флот контейнеровозов арктического класса, причем сделать это в соответствии с принципами устойчивого развития для сокращения воздействия на экосистему Арктики;
- уже определен оптимальный тип судна (арктический контейнеровоз), разработан его эскизный проект, проведены испытания корпуса в ледовой обстановке и на чистой воде;
- на пилотном этапе планируется построить до 9ти контейнеровозов;
- для запуска регулярной контейнерной линии также необходимы перегрузочные порты нового поколения;
- на маршруте ЕАКТ их будет 2:
- в Белокаменке Мурманской области (Западный транспортно-логистический узел, ЗТЛУ),
- во Владивостоке (Восточный транспортно-логистический узел, ВТЛУ);
- в портах будут осуществлять перевалку грузов с контейнеровозов ледового класса на обычные суда и наоборот;
- технология перевалки уже выбрана, идет проектирование ЗТЛУ и комплексные инженерные изыскания на площадке;
- по ВТЛУ разрабатывается проектная документация;
- идет уточнение объема инвестиций, выбор партнеров, разрабатывается концепция цифровизации портовой и судовой инфраструктуры ЕАКТ.
- Западный и Восточный узлы смогут принимать суда вместимостью до 6 тыс. ДФЭ (20‑футовый эквивалент, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств);
- расчетная пропускная способность каждого терминала - около 10 млн т/год;
- на пилотном этапе по СМП будут перевозить более 800 тыс. ДФЭ/год;
- пилотная эксплуатация ЕАКТ начнется не раньше 2027 г.