Москва, 31 авг - ИА Neftegaz.RU. Казахстан активно приобретает нефтеналивные танкеры для транспортировки своей нефти через Каспийское и Черное моря.
Об этом сообщает Bloomberg.
По мнению агентства, массовое приобретение танкеров является признаком того, что крупнейший производитель нефти в Центральной Азии ищет альтернативы своему основному экспортному трубопроводу через Россию.
Дочка государственной национальной компании КазМунайГаз (КГМ) КазМорТрансФлот (КМТФ) уже приобрела 2 танкера дедвейтом 8 тыс. т каждый (относительно небольшие суда по стандартам нефтяной отрасли) для транспортировки нефти через Каспийское море.
По словам заместителя министра энергетики Е. Аккенженова, планируется приобрести еще 2 судна дедвейтом 80 тыс. т каждое для работы в Черном море.
Казахстан изучает альтернативные варианты маршрутов поставки нефти, даже несмотря на то, что нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который проходит через Россию, остается наиболее выгодным маршрутом для экспорта сырой нефти из страны.
Нефтепроводная система КТК
- крупнейший маршрут транспортировки нефти из Каспийского региона на мировые рынки;
- на КТК приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов.
- магистральный трубопровод протяженностью 1,5 тыс. км и мощностью 67 млн т/год нефти соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря, где нефть отгружается на танкеры через морской терминал КТК;
- нефтепровод КТК обеспечивает кратчайший путь и наиболее выгодные экономические условия для экспорта нефти с крупных месторождений РК - Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.
С января 2023 г. Казахстан уже экспортировал 300 тыс. т нефти через Каспийское море и по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), который проходит из Азербайджана в Турцию.
До конца 2023 г. местные производители планирует экспортировать в общей сложности около 1,5 млн т.
Однако, это лишь малая часть экспорта КТК, который по состоянию на 18 августа 2023 г. составил 40,5 млн т, в основном казахстанской нефти.
Напомним, что в 2022 г. КМГ и азербайджанская SOCAR заключили 5-летнее соглашение о транзите нефти по маршруту Актау - Баку - Тбилиси - Джейхан в объеме в 1,5 млн т/год и дальнейшим увеличением до 5 млн т/год.
Логистическая схема следующая:
- перевозка нефти танкерами через Каспийское море:
- погрузка - в казахстанском порту Актау,
- транспортировка - небольшими нефтеналивными танкерами типоразмера
- Caspian max дедвейтом 12,368 тыс. т, что обусловлено мелководностью моря,
- прием - на Сангачальском терминале в районе г. Баку;
- дальнейшая транспортировка по МНП БТД;
- отгрузка нефти на экспорт в турецком порту Джейхан на Средиземном море.
Всего в обход России было экспортировано 1,8 млн т нефти (36 тыс. барр./сутки), показатель увеличился на 638 тыс. т по сравнению с 2021 г.
Страна также имеет возможность увеличить экспорт нефти в Китай до 6,5 млн т/год с 1 млн, запланированных к отправке в 2023 г.
Отмечается, что это будет зависеть от экономических интересов производителей.
Кроме того, Казахстан планирует расширить производство топлива на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ).
Мощность проекта увеличится до 12 млн т/год нефти при ориентировочной стоимости от 5 до 6 млрд долл. США.
Еще 500 млн долл. США могут быть потрачены на расширение трубопровода до НПЗ.
Также обсуждается проект по устранению узких мест на Атырауском НПЗ на западе страны, что могло бы увеличить его мощность на 1 млн т.
Тезисы Е. Аккенженова:
- эти меры позволят нам покрыть внутренние потребности в топливе;
- мы также стремимся возобновить и увеличить экспорт нефтепродуктов в Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Европу;
- Казахстан уже отправляет мазут в ЕС.
По итогам 2022 г. объем добычи нефти в стране составил 84,2 млн т.
Автор: А. Гончаренко