Москва, 31 авг - ИА Neftegaz.RU. Польский концерн Orlen за последние месяцы зафрахтовал по меньшей мере 10 нефтеналивных танкеров, которые ранее перевозили российскую нефть в Азию, чтобы на обратном пути доставлять арабскую нефть на свои нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Литве и Польше.
Об этом сообщает Reuters со ссылкой на источники.
По словам трейдеров, многие крупные нефтяные компании отказываются использовать танкеры, заходившие в российские порты, из-за санкционных рисков.
Ставшие менее востребованными на рынке танкеры фрахтует Orlen, по привлекательным ставкам.
Ранее Польша была одним из крупнейших импортеров российской нефти в Европе.
Однако после того, как Россия прекратила экспорт нети в Польшу, компания Orlen компенсировала поставки из России нефтью и Ближнего Востока.
В Азию и обратно
По данным LSEG, за последние 3 месяца Orlen зафрахтовала около 10 танкеров для доставки нефти с Ближнего Востока в польский Гданьск и литовский Бутинге.
Ранее танкеры заходили в российские порты на Балтике Приморск и Усть-Луга.
По данным Refinitiv, среди зафрахтованных Orlen судов - Waikiki, Bonita, Nissos Serifos, Nissos Delos, Calida, Anafi Warrior, Ark, Lovina и Botafogo, которые находятся под управлением греческих судовладельцев, крупнейшими из которых являются TMS Tankers и Kyklades Maritime.
Так, танкер Nissos Serifos 23 мая 2023 г. погрузил в порту Приморск около 100 тыс. т нефти сорта Urals, поставленной российской государственной нефтегазовой компанией Зарубежнефть.
После чего нефть была доставлена в порт Мундра в Индии.
На обратном пути 22 июля 2023 г. в порту Сиди-Керир судно погрузило 100 тыс. т добываемой в Саудовской Аравии нефти сорта Arab Light для доставки в польский порт Гданьск.
В Orlen заявили:
- компания не участвует в перевозках российской нефти;
- каждое судно, с которым работает Orlen, проверяется на предмет любых нарушений санкций на перевозку российской нефти;
- компания не комментирует коммерческие вопросы и детали своего сотрудничества с деловыми партнерами;
вся деятельность Orlen, в том числе связанная с поставкой сырой нефти, не нарушает действующие санкции.
Использование танкеров, эксплуатируемых нероссийскими судоходными компаниями, но доставляющих российскую нефть и нефтепродукты, не является нарушением санкций.
Санкционные ограничения регулируют только стоимость нефти из России:
- потолок цен на перевозимую по морю российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр. был введен коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран) 5 декабря 2022 г.;
- с 5 февраля 2023 г. действует потолок цен на нефтепродукты, который установлен отдельно для премиальных нефтепродуктов (100 долл. США/барр.) и нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти (45 долл. США/барр.).
Однако, по данным Bloomberg, ряд западных компаний покупает российскую нефть сорта Urals выше установленного потолка цен.
Автор: А. Гончаренко