USD 92.6592

+2.71

EUR 100.559

+3.87

Brent 80.99

+0.1

Природный газ 2.186

+0.03

, Обновлено 07:00
3 мин
...

Глава Роснефти предлагает вывозить больше нефтепродуктов на восток за счет угля

Президент поручил рассмотреть предложение вице-премьеру А. Белоусову.

Глава Роснефти предлагает вывозить больше нефтепродуктов на восток за счет угля

Москва, 25 авг - ИА Neftegaz.RU. Глава Роснефти предложил отменить утвержденные приоритеты для вывоза экспортного угля из 4х регионов в восточном направлении и освободить пути для продукции с высокой добавленной стоимостью - в 1ю очередь для нефтепродуктов.
Об этом сообщает Ъ со ссылкой на источники.

И. Сечин в июле 2023 г. привлек внимание В. Путина к проблеме сокращения поставок нефтеналивных грузов по железной дороге в восточном направлении:
  • он напомнил, что президент дал указания РЖД обеспечить приоритетную отгрузку на восток угля из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Тувы:
    • уголь на Восточном полигоне по итогам 1го квартала вырос в погрузке на 8,5% и занял 70% в общем объеме перевозок;
    • а объем перевозки грузов с высокой валовой добавленной стоимостью и долей налоговых отчислений в федеральный бюджет не был увеличен, в ряде случаев - сокращен;
  • отправка угля влияет на перевозку нефтеналивных грузов, объем которой в восточном направлении составляет порядка 10% от объема перевозки угля, но при этом по фискальным отчислениям нефтегаз превосходит углепром в 47 раз;
  • по итогам 1го квартала объем поставки нефтеналивных грузов на восток упал на 9,2%.
Предложения Роснефти:
  • дать распоряжение РЖД установить более высокий приоритет всех грузов, вырабатываемых на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), по отношению к другим массовым грузам;
  • поручить правительству принять новую методологию доступа к железнодорожной лимитирующей инфраструктуре;
  • в основе методологии должен быть принцип:
    • максимизации доходов бюджетной системы РФ,
    • исключения приоритета угольных предприятий по отношению к отраслям промышленности с высокой добавленной стоимостью,
    • приоритета всех грузов, вырабатываемых на предприятиях РФ с непрерывным процессом производства, в том числе нефтеналива, нефтехимии, нефтяного кокса, серы, СУГ и т.д.,
    • сохранения занятости населения в узкопрофильных регионах РФ с учетом индекса социальной напряженности в этих регионах.
Президент услышал и поручил 1му вице-премьеру А. Белоусову рассмотреть предложения.

Нефтяники не раз жаловались на проблему в согласовании заявок на отгрузку топлива на восток.
В марте 2023 г. глава Газпром нефти А. Дюков предлагал повысить приоритет перевозки нефтепродуктов по ж/д для потребителей на востоке России, закрепив за ними 4ю очередь (сейчас топливо входит в 5ю), куда входят субсидируемые грузы.
В июле 2023 г. Минэнерго РФ в качестве системной меры для улучшения сложившейся ситуации с вывозом и доставкой нефтепродуктов в восточном направлении предлагало внести изменения во Временные правила определения очередности перевозок грузов РЖД.

В РЖД ранее оценивали эффективность за 1 квартал возврата всего угля, который вывозится из 4х регионов по поручениям президента, в общую для угля 6ю категорию приоритета:

  • позволит дополнительно вывезти порядка 2 млн т/кв дорогостоящих грузов, преимущественно:
  • это увеличит вклад в экономику РФ на 25 млрд руб., а доходы самого РЖД - на 1 млрд руб.
Поднял этот вопрос И. Сечин еще летом намеренно.
Летом - осенью ситуация с маршрутизацией отправок на ж/д сезонно ухудшается, поскольку из Кузбасса обеспечивается вывоз угля не только на восток, но и в западном направлении - для обеспечения отопительного сезона.
Для этих целей приоритетно отдаются полувагоны, обеспечивается приоритетность отгрузки.
Страдают все: поставщики инертных материалов и тд. по всей России.
И хотя потребление угля для отопления потихоньку снижается, дефицит полувагонов тоже осложняет ритмичность поставок грузов.

Но и предложения главы Роснефти вполне логичны:
  • техпроцесс нефтепереработки более сложен, чем процесс добычи угля;
  • емкость резервуарного парка на НПЗ не позволяет осуществлять долгое хранение.
Однако непрерывные производства это не только НПЗ, но и металлургия, химическая промышленность и т. д.
При ж/д перевозках нефтепродуктов на экспорт в восточном направлении более удачным решением было бы точечное согласование с РЖД приоритета для определенных маршрутов, например через порт Козьмино Транснефти.



Автор: А. Гончаренко


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram