Об этом сообщает Ъ со ссылкой на источники.
И. Сечин в июле 2023 г. привлек внимание В. Путина к проблеме сокращения поставок нефтеналивных грузов по железной дороге в восточном направлении:
- он напомнил, что президент дал указания РЖД обеспечить приоритетную отгрузку на восток угля из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Тувы:
- уголь на Восточном полигоне по итогам 1го квартала вырос в погрузке на 8,5% и занял 70% в общем объеме перевозок;
- а объем перевозки грузов с высокой валовой добавленной стоимостью и долей налоговых отчислений в федеральный бюджет не был увеличен, в ряде случаев - сокращен;
- отправка угля влияет на перевозку нефтеналивных грузов, объем которой в восточном направлении составляет порядка 10% от объема перевозки угля, но при этом по фискальным отчислениям нефтегаз превосходит углепром в 47 раз;
- по итогам 1го квартала объем поставки нефтеналивных грузов на восток упал на 9,2%.
- дать распоряжение РЖД установить более высокий приоритет всех грузов, вырабатываемых на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), по отношению к другим массовым грузам;
- поручить правительству принять новую методологию доступа к железнодорожной лимитирующей инфраструктуре;
- в основе методологии должен быть принцип:
- максимизации доходов бюджетной системы РФ,
- исключения приоритета угольных предприятий по отношению к отраслям промышленности с высокой добавленной стоимостью,
- приоритета всех грузов, вырабатываемых на предприятиях РФ с непрерывным процессом производства, в том числе нефтеналива, нефтехимии, нефтяного кокса, серы, СУГ и т.д.,
- сохранения занятости населения в узкопрофильных регионах РФ с учетом индекса социальной напряженности в этих регионах.
Нефтяники не раз жаловались на проблему в согласовании заявок на отгрузку топлива на восток.
В марте 2023 г. глава Газпром нефти А. Дюков предлагал повысить приоритет перевозки нефтепродуктов по ж/д для потребителей на востоке России, закрепив за ними 4ю очередь (сейчас топливо входит в 5ю), куда входят субсидируемые грузы.
В июле 2023 г. Минэнерго РФ в качестве системной меры для улучшения сложившейся ситуации с вывозом и доставкой нефтепродуктов в восточном направлении предлагало внести изменения во Временные правила определения очередности перевозок грузов РЖД.
В РЖД ранее оценивали эффективность за 1 квартал возврата всего угля, который вывозится из 4х регионов по поручениям президента, в общую для угля 6ю категорию приоритета:
- позволит дополнительно вывезти порядка 2 млн т/кв дорогостоящих грузов, преимущественно:
- нефтепродуктов - 0,8 млн т,
- черных металлов - 1 млн т,
- минеральных удобрений,
- зерна;
- это увеличит вклад в экономику РФ на 25 млрд руб., а доходы самого РЖД - на 1 млрд руб.
Летом - осенью ситуация с маршрутизацией отправок на ж/д сезонно ухудшается, поскольку из Кузбасса обеспечивается вывоз угля не только на восток, но и в западном направлении - для обеспечения отопительного сезона.
Для этих целей приоритетно отдаются полувагоны, обеспечивается приоритетность отгрузки.
Страдают все: поставщики инертных материалов и тд. по всей России.
И хотя потребление угля для отопления потихоньку снижается, дефицит полувагонов тоже осложняет ритмичность поставок грузов.
Но и предложения главы Роснефти вполне логичны:
- техпроцесс нефтепереработки более сложен, чем процесс добычи угля;
- емкость резервуарного парка на НПЗ не позволяет осуществлять долгое хранение.
При ж/д перевозках нефтепродуктов на экспорт в восточном направлении более удачным решением было бы точечное согласование с РЖД приоритета для определенных маршрутов, например через порт Козьмино Транснефти.
Автор: А. Гончаренко