Об этом сообщила пресс-служба ООН 25 июля 2023 г.
Обезвреживание бомбы замедленного действия
Координатор ООН по гуманитарным вопросам в Йемене Д. Грессли сообщил, что операция по перекачке нефти с FSO Safer началась 25 июля 2023 г. в 10:45 по местному времени (совпадает с московским).Замещающий аварийное судно супертанкер (VLCC) Yemen (прежнее название Nautica) успешно пришвартовался к FSO Safer.
Ожидается, что перекачка нефти борт-в-борт c FSO Safer на VLCC Yemen займет 19 дней.
ООН называет операцию обезвреживанием, возможно, крупнейшей в мире бомбы замедленного действия.
К работе ООН привлекла команду ведущих мировых экспертов по морскому праву, разливам нефти и спасательным операциям, судовых инженеров-механиков, инженеров-кораблестроителей, страховых брокеров и морских страховщиков, химиков, геодезистов и представителей других специальностей.
Генсек ООН А. Гуттериш выразил благодарность странам, корпоративным и благотворительным спонсорам, а также простым гражданам, выделившим средства на эту важнейшую часть операции.
Тезисы от А. Гуттериша:
- в Красном море у побережья охваченного войной Йемена начались сложные морские аварийно-спасательные работы по перекачке 1 млн барр. нефти с танкера FSO Safer на другое судно,
- в отсутствие других сторон, желающих и способных выполнить эту задачу, ООН взяла на себя ответственность и решилась провести эту сложную операцию,
- эта миссия, требующая участия всех и каждого, является кульминацией продолжавшихся почти 2 года политической работы и усилий по сбору средств и планированию проекта,
- начавшаяся 25 июля 2023 г. перекачка нефти станет критически важным следующим шагом в усилиях, направленных на предотвращение экологической и гуманитарной катастрофы колоссального масштаба»,
- судно, как отмечали специалисты, могло взорваться или развалиться на части, что повлекло бы за собой разлив нефти объемом, в 4 раза превышающим объем нефти, разлитой в результате катастрофы на судне Exxon Valdez (в результате аварии, которая произошла на этом судне у берегов Аляски в 1989 г., в море образовалось нефтяное пятно в 28 тыс. км2).
- в случае катастрофы на FSO Safer:
- местные рыболовецкие сообщества были бы разорены, исчезли бы сотни тысяч рабочих мест, а население подверглось бы воздействию смертельно опасных токсинов,
- крупные порты, включая Ходейду и Эс-Салиф, были бы вынуждены закрыться на неопределенный срок,
- прекратилась бы поставка продовольствия, топлива и жизненно важных товаров миллионам людей,
- катастрофа имела бы в высшей степени губительные последствия для вод, коралловых рифов, морской флоры и фауны,
- судоходство на морских маршрутах вплоть до Суэцкого канала приостановилось бы на несколько недель,
- потенциальные расходы на одни очистительные работы могли бы исчисляться десятками миллиардов долларов,
- чтобы избежать этого ужасающего развития событий, мы бьем тревогу и прилагаем усилия для мобилизации поддержки,
- проведение этой операции в стране, опустошенной в результате продолжающейся уже 8 лет войны, потребовало неимоверных политических усилий.
В 2015 г. производство и техобслуживание танкера были остановлены из-за 8-летнего конфликта между проправительственной коалицией, возглавляемой Саудовской Аравией, и повстанцами-хуситами.
В результате судно в настоящее время ремонту не подлежит.
До конца пути еще далеко
Начало перекачки нефти с одного судна на другое является важным этапом работ по ликвидации угроз, связанных с FSO Safer.Следующим критически важным шагом станет организация доставки специального буя, к которому будет надежно и безопасно привязано заменяющее танкер судно - танкер Yemen.
Танкер был приобретен ООН в марте 2023 г. в рамках Программы развития ООН (ПРООН, UNDP) у международной судоходной компанией EURONAV Luxemburg.
Купленный танкер прошел модернизацию и техобслуживание в сухом доке.
Также ПРООН подписала договор с морской спасательной компанией SMIT, дочкой Boskalis, на проведение безопасной перекачки нефти и подготовку FSO Safer к буксировке для утилизации.
SMIT начала работы на FSO Safer, обеспечив стабилизацию аварийного судна для проведения операции.
В Йемен Nautica/Yemen прибыл 16 июля 2023 г.
После перекачки нефти из FSO Safer в VLCC Yemen последует следующий этап - установка выносного точечного причала с анкерным креплением (Catenary anchor leg mooring, CALM).
Такая система представляет собой основание, закрепленное на морском дне балластом и сваями, к которому цепью крепится вращающийся буй, к которому, в свою очередь, будет пришвартован танкер Yemen.
Этот процесс должен быть завершен к сентябрю 2023 г.
Для завершения проекта в ближайшей перспективе потребуется около 20 млн долл. США.
Эти средства необходимы на очистку и утилизацию танкера FSO Safer, что позволит окончательно устранить экологическую угрозу для Красного моря.
Г. Гуттериш обратился к спонсорам с призывом поддержать эти усилия:
- проводимая сейчас операция - пример сотрудничества, действий на упреждение, политического посредничества, изобретательности и экологического менеджмента,
- она в очередной раз подтверждает незаменимость ООН и наших партнеров,
- в этот чрезвычайно важный период необходимо продолжить сотрудничество, чтобы обезвредить эту бомбу замедленного действия и предотвратить самый страшный разлив нефти в нашу эпоху.
Ранее сообщалось, что базирующаяся в Нидерландах компания Elegant Exit Company (EEC), которая специализируется на устойчивой утилизации старых судов путем переоборудования их в экологически чистую сталь, выразила заинтересованность в утилизации FSO Safer.
Свою поддержку EEC обещал Бахрейн.
Процесс будет поддерживаться верфью Arabian Shipbuilding & Repair Yard (ASRY) в Бахрейне, которая выразила готовность принять FSO Safer для переработки.
Также утилизацией интересовались компании, занимающиеся утилизацией танкеров в Индии и Бангладеш, но правозащитные и экологические неправительственные организации считают ведущуюся там переработку грязной.
ПРООН согласилась с требованиями этих организаций обеспечить утилизацию судна согласно действующим в рамках программы принципам устойчивого развития.