USD 100.6798

+0.46

EUR 106.0762

+0.27

Brent 75.2

+0.86

Природный газ 3.146

-0.22

3 мин
...

В Польше заявили, что страна продолжает зависеть от российского газа

Речь идет о СУГ, импорт которого из России Польша в 1 квартале 2023 г. заметно нарастила.

В Польше заявили, что страна продолжает зависеть от российского газа

Москва, 28 июн - ИА Neftegaz.RU. Россия по итогам 1го квартала 2023 г. стала основным поставщиком сжиженных углеводородных газов (СУГ) в Польшу, что говорит о сохранении зависимости страны от российского топлива, несмотря на заявления властей.
Об этом 26 июля 2023 г. заявило польское издание Money.pl.

Российские поставки в Польшу

Согласно публикации:
  • Польша не только не прекратила покупать российский СУГ, но и по-прежнему основывает большую часть своего импорта этого топлива на поставках из России;
  • 23 июня 2023 г. Совет ЕС принял 11й пакет санкций против России, однако ограничения по-прежнему не распространяются на СУГ;
  • по данным, представленным директором Польской ассоциации сжиженного газа (Polskiej Organizacji Gazu Płynnego, POGP) Б. Квятковским, в 1м квартале 2023 г. на закупки в России приходилось 50,8% общего объема импорта СУГ в Польшу;
  • другими поставщиками стали Швеция (23,4%), Казахстан (4,9%), Нидерланды (4,7%) и Великобритания (4,6%) (источник поставок оставшихся 11,6% не уточняется);
  • по данным Евростата и Forum Energii, в 2022 г. Польша закупила СУГ у России на 710 млн евро (при том, что доля российского газа в импорте в Польшу в 2022 г. составляла 47,1%), а остальные страны ЕС в сумме - на 417 млн ​​евро.
Между тем, еще в апреле 2022 г. премьер-министр Польши М. Моравецкий заявил, что Польша до конца года полностью откажется от импорта СУГ из России.
Неэффективными оказались и шаги Минклимата страны, заявившего о поднятии этого вопроса на европейском форуме в контексте санкций ЕС.

СУГ в Польше

В Польше СУГ используется в основном в качестве газомоторного топлива (ГМТ), на ГМТ приходится 75% потребления СУГ в Польше.
Польша является крупнейшим рынком ГМТ в ЕС, по данным Центрального статистического управления, на этом топливе работает 3,4 млн легковых автомобилей.
На использование в сфере ЖКХ, в основном на отопление домов, приходится немногим более 10%, остальное идет на промышленные и сельскохозяйственные нужды.

По данным POGP, в 2022 г. Польша потребила 2,495 млн т СУГ, что на 2,5% больше, чем в 2021 г.
Собственное производство СУГ удовлетворяет лишь 20% потребности, остальное покрывается за счет импорта.

Польша сможет?

До начала российской спецоперации на Украине, основные логистические маршруты поставок СУГ в Польшу были ориентированы на восток, где была создана наиболее развитая инфраструктура терминалов СУГ.
При этом использовались и другие направления поставок - из порта Карлсхамн (Швеция) в порт Гданьск (Польша).
Однако покупка российской продукции была более выгодной с точки зрения цены и логистики.
В отношении Казахстана Польша видит дополнительные логистические риски, поскольку поставки СУГ из страны по ж/д контролируются Россией.

В числе потенциальных альтернативных поставщиков СУГ в Польшу менеджер по цепочке поставок СУГ Primagaz Central Europe Р. Стемпень называет:
  • США, значение которых растет во всей Европе (впервые в группе поставщиков в Польшу США появились в 2022 г. с долей 2,8%),
  • Саудовская Аравия, которая также могла бы поставлять СУГ, тем более, что Польша в последнее время углубила сотрудничество с королевством благодаря Saudi Aramco.

Однако представители отрасли СУГ отмечают ряд проблем для альтернативных поставок:
  • в Польше есть большие пробелы в инфраструктуре для поставок с Запада,
  • имеется недостаток перегрузочных терминалов, способных принимать крупные партии из портов АРА (Амстердам-Роттердам-Антверпен),
  • газ, доставляемый небольшими судами, чаще всего закупается у трейдеров на АРА или в Швеции и стоит дорого из-за маржи трейдеров,
  • в связи с этим возникает необходимость строительства новых крупных морских терминалов для приема СУГ,
  • газовые терминалы не являются приоритетным направлением для железных дорог,
  • cуществует также потребность в гораздо большем количестве железнодорожных цистерн, которые могли бы обеспечить поставку больших объемов СУГ с Запада.

А надо?

Высокая доля российского СУГ в структуре польского импорта отражается на структуре его экспорта.
Доля Украины в общем объеме экспорта СУГ из Польши в 2022 г. превысила 51%, на поставки в страну пришлось 236 тыс. т против 10 тыс. т в 2021 г.
Украина ввела полное эмбарго на российский СУГ, а в последние недели ужесточила свои санкции, запретив ввоз российского топлива также из других стран, включая Польшу.

Между тем, POGP считает одностороннее эмбарго Польши на поставки российского СУГ спорным и неэффективным.
Тезисы от Б. Квятковского:
  • внешнеторговая политика является исключительной договорной компетенцией ЕС, а не государств-членов,
  • такой шаг в одностороннем порядке открыл бы новое поле конфликта с Брюсселем,
  • в условиях общеевропейского рынка одностороннее эмбарго было бы неэффективным, поскольку СУГ российского производства все равно мог попасть в Польшу через другие страны ЕС.

Между тем, вопрос с эмбарго на российские СУГ продолжает рассматриваться в Сейме Польши.
Законопроект о запрете ввоза российского СУГ, подготовленный депутатом KP-PSL Я. Томчаком и подписанный 48 депутатами, кроме представителей PiS и Конфедерации, лежит на рассмотрении Сейма уже несколько месяцев.
Это противоречит с официальной позицией Польши, которая позиционирует себя как авангард стран, ликвидирующих российское влияние на энергетических и топливных рынках.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram