Об этом 15 июня 2023 г. заявил глава Росатома А. Лихачев в интервью телеканалу Россия 24 на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023).
Тезисы от А. Лихачева:
- давление на СМП с учетом давления на нас с Запада только увеличивается,
- это вопросы, конечно же, экспорта наших природных ресурсов нашими компаниями на рынках Юго-Восточной Азии, Южной Азии - там, где востребована эта продукция,
- только считая уже подтвержденные планы перевозок наших компаний, мы выходим в 2024-2025 гг. на 80 млн т/год, а к 2030м гг. эта цифра явно пересечет 100 млн т/год,
- дальше - 100, 150, 200 млн т/год.
- не будем загадывать, но будем готовиться к этому,
- принимая во внимание внешнее давление, вопрос решения внутренних проблем, внутренней территориальной связанности через СМП также приобретает актуальность, особенно с учетом нагрузки на железные дороги,
- это еще и импульс развития нашей судостроительной промышленности,
- мы с учетом строительства ледоколов сейчас создали новые производства, практически на 100% импортонезависимые,
- это все нужно сейчас внедрить и в арктическом судостроении, при создании балкерного флота, контейнеровозов и т.д.
- большая, серьезная повестка дня - это триллионы рублей.
Объемы перевозки грузов по СМП последовательно росли - 9,7 млн т в 2017 г., 22 млн т в 2018 г., 31,5 млн т в 2019 г., 33 млн т в 2020 г., 34,85 млн т в 2021 г., однако в 2022 г. показатель составил 34 млн т.
План перевозить к 2024 г. по СМП 80 млн т/год грузов зафиксирован в ряде стратегических документов правительства, в т.ч. в федеральном проекте развития СМП, а также в майском указе президента РФ В. Путина от 2019 г.
В 2030 г. грузооборот должен достичь 150 млн т/год, в 2035 г. - 220 млн т/год.
Росатом ориентируется на эти показатели как на целевые в базовом сценарии, который сформирован на основе подтвержденных планов компаний-грузоотправителей, которые были направлены в Росатом и правительство.
При этом рассматривается и рисковый сценарий, при котором грузопоток на СМП к 2024 г. может составить 57 млн т/год, в 2030 г. - 131 млн т/год, в 2035 г. - 162 млн т/год.
Рисковый сценарий представляет собой внешнюю экспертную оценку грузопотока на СМП с учетом сложности реализации арктических проектов и несвоевременной реализации определенных этапов.
Российские компании, работающие в регионах вдоль трассы СМП, увеличивают объемы перевозок, но их проекты в связи с возникающими сложностями немного сдвигаются.
Так, 15 июня в рамках ПМЭФ-2023 вице-президент по федеральным и региональным программам Норникеля А. Грачев сообщил, что компания выполняет программу по наращиванию перевозок грузов по СМП, правда с небольшим сдвигом вправо.
Зампред правления НОВАТЭКа Э. Гудков допустил возможность сдвига запуска 1й линии СПГ-завода Арктик СПГ-2 на начало 2024 г., тогда как ранее компания придерживалась позиции о сохранении планов по срокам запуска проекта - 1я очередь в конце 2023 г., 2я в 2024 г., 3я в 2026 г.
Также рост грузопотока по СМП сдерживается инфраструктурными ограничениями, а также в связи со сдвигом сроков строительства атомных ледоколов ЛК-60 (сейчас это отставание сокращается) и неясными перспективами строительства ледокола ЛК-120 Лидер (на данный момент срок сдачи головного ледокола России сохраняются - ледокол должен быть сдан в 2027 г.).
Кроме того, ограничения связаны с нехваткой судов высокого ледового класса - танкеров, танкеров-газовозов, балкеров, контейнеровозов.