Прага, 8 июн - ИА Neftegaz.RU. Чешская республика почти избавилась от зависимости в поставках природного газа из России, но противоположная тенденция прослеживается в поставках нефти. Доля России в импорте нефти Чехией выросла в 2023 г. с 56% до 65%.
Об этом сообщает Ekonomický deník.
По данным Чешского статистического управления, более 80% газа республика теперь закупает в Норвегии, а на долю России приходится менее 10% импорта.
Однако в ситуации с нефтью наблюдается обратная тенденция - доля сырой нефти из РФ выросла за 1е 4 месяца 2023 г. с 56% до 65%.
По данным издания, стоимость импортируемого в республику топлива в 2023 г. заметно ниже по сравнению с 2022 г.
За 1е4 месяца Чехия закупила на 8% больше нефти, чем за тот же период в 2022 г., в общей сложности 2,31 млн т.
Однако поставщикам она заплатила на 18,6% меньше, а именно 24,8 млрд крон (около 1,12 млрд долл. США).
Стоимость импорта газа с января по апрель снизилась на 48% в в годовом исчислении - до 29,7 млрд крон (около 1,35 млрд долл. США).
Отмечается, что импорт нефти из США исчез из статистических показателей, хотя предыдущие годы находился на довольно значительном уровне, например, в 2021 г. составлял более 1/10.
В 2023 г. чешские нефтеперерабатывающие завода (НПЗ) получают сырье только из 3х
стран - России, Азербайджана и Казахстана.
Единственным владельцем чешских НПЗ является Orlen Unipetrol, которому принадлежит польский концерн PKN Orlen.
Чехия, как страна, не имеющая выхода к морю и исторически связанная с идущим из России магистральным нефтепроводом (МНП) Дружба, обратилась в Евросоюз с просьбой об исключении из запрета на импорт российской нефти по этому трубопроводу.
ЕС предоставил Праге такое исключение.
Ранее гендиректор Orlen Unipetrol Т. Виатрак заявил, что компания рассчитывает сократить долю российской нефти до 30-40%.
После реализации проекта расширения МНП TAL, чешские НПЗ рассчитывают полностью прекратить импорт сырья из РФ.
Ожидается, что проект должен быть завершен в 2024 г.
Трансальпийский нефтепровод (Transalpine Pipeline, TAL)
- соединяет порт Триест на северо-востоке Италии с НПЗ в Австрии и на юге Германии;
- протяженность: 753 км;
- он разделен на 3 участка:
- TAL-IG. Участок протяженностью 465 км и диаметром 40 дюймов, которая соединяет нефтебазу в Сан-Дорлиго-делла-Валле с нефтебазой в Лентинге и снабжает 6 НПЗ:
- 2 НПЗ OMV в Австрии (в г. Швехат вблизи от г. Вена) и в Германии (г. Бургхаузен в Баварии),
- 2 чешских НПЗ в г. Кралупи и Литвинов через систему MERO,
- 2 немецких НПЗ (Bayernoil в г. Фобург-ан-дер-Донау и НПЗ Gunvor в г. Ингольштадт).
- TAL-NE. Нитка длиной 22 км и диаметром 26 дюймов, соединяющая нефтебазу в Лентинге в Баварии с НПЗ Bayernoil в г. Нойштадт.
- TAL-OR. Нитка протяженностью 266 км и диаметром 26 дюймов, которая от нефтебазы Лентинге идет к НПЗ MiRO в г. Карлсруэ.
- мощность: 850 тыс. барр./сутки или порядка 43 млн т/год.
Ответвление от МНП TAL в Чехию:
- называется МНП Ingolstadt - Kralupy - Litvínov (IKL),
- хотя начинается не в г. Нойштадт, а в г. Фобург-ан-дер-Донау в Баварии и далее проходит через г. Нойштадт и лишь затем идет к чешским НПЗ в г. Кралупи-над-Влтавоу и Литвинов;
- общая протяженность МНП IKL: 347 км, в т.ч. по территории Чехии 169 км,
- пропускная мощность: 11 млн т/год;
- таким образом, МНП IKL имеет достаточную мощность для замещения поставок российской нефти (общая потребность Чехии в нефти составляет 7-8 млн т/год), а вот МНП TAL требуется модернизация.
23 мая 2023 г. чешский оператор МНП MERO заключила соглашение с акционерами консорциума TAL соглашение о реализации проекта расширения Transalpine Pipeline.
По сообщению TAL, пропускная способность Tрансальпийского нефтепровода будет увеличена на 4 млн т/год нефти и с 2025 г. МНП TAL поставлять в Чехию 8 млн т/год нефти, что обеспечит покрытие 100% потребностей Чехии в нефти.