Об этом пресс-служба Газпрома сообщила 30 мая 2023 г.
Тезисы Газпрома:
- состоялась рабочая встреча главы Газпрома А. Миллера и министра энергетики Узбекистана Ж. Мирзамахмудова,
- стороны обсудили ход и перспективы взаимодействия, в т.ч. по вопросу поставок российского газа в Узбекистан,
- в январе 2023 г. Газпром и Минэнерго Узбекистана подписали дорожную карту по сотрудничеству в газовой отрасли.
До недавнего времени более информационно открытое Минэнерго Узбекистана подтвердило факт встречи, но дополнительных подробностей не привело.
Возможность поставок российского газа в Узбекистан транзитом через Казахстан была озвучена в конце ноября 2022 г.
Тогда было анонсировано потенциальное 3-стороннее партнерство в газовой сфере, получившее неофициальное название «Тройственный газовый союз».
Сотрудничество предполагает взаимодействие в поставках российского газа в Узбекистан транзитом через Казахстан и транспортировку газа на другие экспортные направления.
В январе 2023 г. Газпром подписал дорожные карты по сотрудничеству в газовой отрасли с правительством Казахстана (18 января) и Минэнерго Узбекистана (24 января).
Была создана рабочая группа, задачей которой стало изучение состояния и технических возможностей газотранспортной инфраструктуры.
Для поставок российского газа планируется перевести в режим реверса одну из ниток системы магистральных газопроводов (МГП) Средняя Азия - Центр (САЦ), которая проходит из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан в Россию.
Подробности, касающиеся хода переговоров, озвучиваются странами-участницами крайне скупо.
16 мая 2023 г. глава Минэнерго Казахстана А. Саткалиев сообщил, что переговоры о транзите российского газа через Казахстан в Узбекистан идут в конструктивном ключе.
В ходе Евразийского экономического форума (ЕЭФ) 24 мая министр энергетики РФ Н. Шульгинов заявил, что переговоры продолжаются, вопросы сотрудничества находятся в стадии обсуждения.
В интервью изданию Energy Intelligence 24 мая Ж. Мирзамахмудов сообщил, что работа в рамках дорожной карты с Газпромом ведется, идет изучение транзитных возможностей и решение технических вопросов.
Чуть раньше, в конце апреля 2023 г. Ж. Мирзамахмудов говорил, что заинтересованные ведомства проводят подсчет затрат на строительство компрессорных станций (КС) на МГП САЦ, необходимых для реверсной прокачки газа, затем стороны начнут переговоры о поставках.
Сдержанность заявлений с российской и узбекской стороны обусловлена острой реакцией на потенциальное сотрудничество в узбекских, а также в западных СМИ.
Серия скандалов началась непосредственно с момента заявления казахстанской стороны о создании «Тройственного газового союза», она была настолько мощной, что эту формулировку предпочли отодвинуть в тень.
В узбекском сегменте соцсетей появились сообщения о том, что проблемы с газом в Узбекистане создаются властями искусственно, чтобы склонить население к заключению союза с Казахстаном и Россией, а газотранспортная система (ГТС) Узбекистана в рамках союза может быть приватизирована, продана или перейдет во внешнее управление.
Глава Минэнерго Узбекистана Ж. Мирзамахмудов тогда пояснял, что дефицит газа в стране связан с ростом внутреннего потребления, что повышает потребность в энергоресурсах.
Также министр заявил, что сотрудничать в энергетике Узбекистан будет исходя из национальных интересов, на основе коммерческих контрактов, а не путем передачи кому-то энергосетей, причем участия каком-то альянсе или союзе для этого не требуется.
Эти заявления Reuters трактовал как отказ Узбекистана от российского предложения о газовом союзе.
Россия на это отреагировала спокойно, МИД РФ назвал появляющиеся в медиапространстве цитаты партнеров России по переговорам об отказе от сотрудничества вырванными из контекста.
Впоследствии разгоняемые волны скандалов стали еще более внушительными и еще менее связанными с реальностью, после чего Минэнерго Узбекистана стало проводить более закрытую информационную политику.
При этом потребность Узбекистана в импорте газа никуда не делась.
Напомним, что Центральная Азия в последние годы становится энергодефицитной в связи с высокими темпами экономического развития и ростом населения.
С дефицитом газа столкнулся Узбекистан, эти же проблемы грозят и Казахстану.
В декабре 2022 г. нехватка газа в Узбекистане в условиях аномальных холодов привела к закрытию автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), прекращен экспорт газа, увеличен импорт из соседних стран газа, электроэнергии, угля и мазута.
Так, Узбекистан договорился с Туркменистаном о поставках газа в зимний период, однако в середине января 2023 г. из-за сбоя на месторождении Галкыныш поставки прервались, восстановить их удалось лишь спустя 9 дней.
Скандал в Узбекистана по этому поводу также стал разгоняться и направлен он был именно на Минэнерго.
Восстановить экспорт газа в Китай Узбекистан сумел лишь в апреле 2023 г., на что указывают данные Главного таможенного управления (ГТУ) КНР.
По данным ГТУ КНР, в апреле 2023 г. Узбекистан впервые с начала 2023 г. возобновил экспорт газа на 40,47 млн долл. США (в натуральном выражении данные по трубопроводным поставкам газа в Китай ГТУ КНР не приводит).
Неофициально говорилось, что Китай нервирует сбои в поставках газа из Центральной Азии по МГП Центральная Азия - Китай (Туркменистан - Китай).
Однако Ж. Мирзамахмудов в недавнем интервью Energy Intelligence заверил, что работа с Китаем идет в соответствии с подписанными контрактами, как и планировалось.
В 2023 г. Узбекистан рассчитывает переломить тенденцию падения добычи газа.
В январе 2023 г. на совещании под председательством премьер-министра Узбекистана А. Арипова был озвучен предварительный прогноз, по которому в 2023 г. Узбекистан сможет добыть 56,3 млрд м3 природного газа, увеличив показатель по сравнению с 2022 г. на 4,6 млрд м3.
Кроме того, за счет внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и повышения энергоэффективности Узбекистан рассчитывает сэкономить 1,6 млрд м3 газа в 2023 г.
Однако на текущий момент динамика добычи газа в стране остается отрицательной.
По данным Агентства статистики при президенте Узбекистана, добыча газа в 1м квартале 2023 г. составила 12,3 млрд м3, что на 1,3 млрд м3 меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.