Об этом премьер-министр Чехии П. Фиала сообщил 23 мая 2023 г. в ходе осмотра производственных объектов MERO.
Тезисы от П. Фиалы:
- день моего визита выбран неслучайно, потому что вчера состоялось окончательное подписание соглашения о расширении нефтепровода TAL, т.н. проекта TAL+,
- увеличение мощностей позволит с 2025 г. увеличить поставки нефти в Чехию от надежных поставщиков до 4 млн т/год, что полностью покроет наше потребление,
- это важная веха для нашей энергетической независимости от России,
- проект TAL+ освободит нас от зависимости от российской нефти с 2025 г.,
- прошлой весной различные «эксперты» предсказывали, что мы не сможем обойтись без российского газа и нефти, зимой мы замерзнем, а бензин либо будет недоступен, либо будет стоить 100 крон/л,
- однако нам удалось полностью заместить поставки газа из России и значительно снизить и стабилизировать цены на электроэнергию и топливо,
- шаги, которые мы предпринимаем в энергетике, продуманы и постепенно дополняют друг друга.
Отметим, что П. Фиала не упомянул, что Чехия является одним из лидеров ЕС по инфляции (14,8% в 2022 г.), экономика страны вступила в техническую рецессию, промышленность страны подавлена ростом цен на энергоносители и проблемами в цепочках поставок.
По данным Евростата, Чехия находится на 2м месте в ЕС по росту цен на электроэнергию (+97% во 2м полугодии 2022 г. в годовом сравнении) и на 1м месте по росту цен на газ (+231%) и это при том, что зима выдалась мягкой, что позволило ЕС спокойно пройти отопительный сезон в условиях энергетического кризиса.
Правда П. Фиала заявил, что данные Евростата по ценам на газ цифры не соответствуют действительности и обещал найти источник ошибки вместе с представителями энергетических компаний, Управлением по регулированию энергетики (ERU) и Чешским статистическим управлением (ČSÚ).
МНП TAL соединяет порт Триест на северо-востоке Италии с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) в Австрии и на юге Германии.
Протяженность МНП TAL составляет 753 км, мощность - 850 тыс. барр./сутки или порядка 43 млн т/год.
Ответвление от МНП TAL в Чехию называется МНП Ingolstadt - Kralupy - Litvínov (IKL), хотя начинается не в г. Нойштадт, а в г. Фобург-ан-дер-Донау в Баварии и далее проходит через г. Нойштадт и лишь затем идет к чешским НПЗ в г. Кралупи-над-Влтавоу и Литвинов.
Общая протяженность МНП IKL составляет 347 км, в т.ч. по территории Чехии 169 км, пропускная мощность - 11 млн т/год.
Таким образом, МНП IKL имеет достаточную мощность для замещения поставок российской нефти, а вот МНП TAL требуется модернизация.
Подписание соглашения по проекту TAL+ до конца мая 2023 г. П. Фиала анонсировал по итогам встречи с главой правительства Италии Д. Мелони 10 мая.
По сообщению TAL, пропускная способность Tрансальпийского нефтепровода будет увеличена на 4 млн т/год нефти и с 2025 г. МНП TAL поставлять в Чехию 8 млн т/год нефти, что обеспечит покрытие 100% потребностей Чехии в нефти.
Работы, проводимые на трубопроводе, включают замену и модернизацию насосов и двигателей, позволяющих транспортировать нефть, необходимости в расширении или конструктивной модификации трубопровода нет.
Ожидается, что инвестиции в модернизацию инфраструктуры, включая технологические изменения в инфраструктуре MERO, составят 1,3-1,6 млрд чешских крон или 50-70 млн евро.
НПЗ в г. Кралупи-над-Влтавоу и Литвинов входят в структуру польской PKN Orlen.
Исторически эти НПЗ получали нефть из России по южной нитке МНП Дружба, но с 1996 г. Чехия начала получать нефть и с запада, по МНП TAL+IKL.
В 2022 г. на чешские НПЗ поступило 7,4 млн т нефти, из которых 56% было получено из России.
К 2025 г. НПЗ планируется перевести на переработку нефти, которая поступит в республику по МНП TAL.