Об этом в интервью Reuters 28 апреля 2023 г. сообщил председатель и главный исполнительный директор MOL Ж. Хернади, осуществив значительные инвестиции.
MOL и ее диверсификация
MOL владеет 2 НПЗ в Венгрии и Словакии - Дунайским НПЗ в г. Сазхаломбатт (Danube refinery, мощность 8,1 млн т/год) и НПЗ Slovnaft в г. Братислава, которым владеет через словацкую дочку (мощность 5,5 млн т/год).Оба НПЗ не имеют выхода к морю и в основном получают российскую нефть Urals из южной нитки магистрального нефтепровода (МНП) Дружба, на которую они технологически настроены.
Напомним, что транспортировка нефти в Венгрию идет по южной нитке МНП Дружба (Дружба-2) через Украину пропускной мощностью 7,9 млн т/год, а также участок Дружба-1 - ответвление из Словакии, пропускной мощностью 6,0 млн т/год.
Кроме того, через Венгрию проходит Адриатический нефтепровод JANAF (от терминала в порту Омишаль на о. Крк в Хорватии в Сербию и Венгрию с ответвлениями в Словению и Боснию и Герцеговину, мощность 14 млн т/год).
Тезисы от Ж. Хернади:
- MOL планирует частично профинансировать технологические инвестиции в размере 500-700 млн долл. США, необходимые для диверсификации своих НПЗ Danube и Slovnaft и отказа от нефти Urals, при поддержке из фондов ЕС,
- мы хотели бы иметь возможность свободно решать, когда, сколько и какого сорта нефти мы хотим поставлять на тот или иной НПЗ к концу 2025 - началу 2026 г.,
- в 2022 г. только около 5% потребляемой НПЗ Slovnaft нефти было нероссийским, но к концу 2023 г. этот показатель вырастет примерно до 30-35%, или 2 млн т/год.
Работу по диверсификации маршрутов поставок нефти MOL ведет.
В мае 2022 г. министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии П. Сийярто говорил, что Венгрия нарастила объемы закупки нефти из Казахстана, которая поставляется транзитом по МНП Дружба.
Альтернативные поставки пошли и через Адриатический нефтепровод из Азербайджана и Саудовской Аравии.
В апреле 2023 г. Slovnaft провела пробную переработку азербайджанской нефти Azeri Light, транспортируемой по МНП Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), отгружаемой с терминала в турецком порту Джейхан и доставляемой морем в хорватский порт Омишаль.
В 4м квартале 2022 г. на НПЗ Slovnaft был успешно проведен испытательный прогон нефти Arab Light.
Однако процесс диверсификации сырья MOL ведет без нерациональной поспешности.
В мае 2022 г. Ж. Хернади говорил, что MOL не сможет быстро отказаться от российской нефти, т.к. это не идеологический вопрос, а логистический, технологический и химический.
В связи с этим Венгрия заняла жесткую позицию при обсуждении 6го пакета санкций ЕС против России, в которое было включено нефтяное эмбарго.
Тогда Венгрия заявила о необходимости краткосрочных инвестиций в размере около 750 млн евро для модернизации и перевода своих НПЗ на альтернативную нефть, а также на расширение Адриатического нефтепровода.
Также Венгрия настаивала на компенсации за потери для ее экономики - эффект от поставок российской нефти страна оценила в сумму до 18 млрд евро.
В итоге из-под действия нефтяного эмбарго ЕС были выведены трубопроводные поставки российской нефти, причем бессрочно, точнее до тех пор, пока Совет ЕС не решит единогласно, что должен быть введен запрет на российскую нефть.
MOL и ее тарифные споры
Ж. Хернади сообщил, что MOL борется за предотвращение повышения платы за транзит нефти по территории Украины, а также Хорватии.Тезисы от Ж. Хернади:
- JANAF, оператор нефтепровода в Хорватии, хочет повысить плату за транзит по Адриатическому нефтепроводу, в 4 раза по сравнению с базовой платой, взимаемой по МНП БТД,
- MOL продлевает на короткий срок свой контракт с JANAF и пытается договориться о долгосрочном контракте,
- спор по поводу платежей за транзит российской нефти по украинскому участку МНП Дружба, похоже, близок к разрешению,
- MOL будет платить Укртранснафте за транзит российской нефти напрямую, мы скорректируем платежную систему,
- все еще продолжаются споры, дискуссии по поводу платы за транзит, поскольку было отмечено многократное увеличение Украиной.
В 2022 г. Укртранснафта повышала тариф на прокачку российской нефти по украинскому участку МНП Дружба 2 раза: с начала года до 9 евро/т, а затем с 1 апреля - на 27,8%, до 11,5 евро/т.
С 1 января 2023 г. тариф вырос на 18,3%, до 13,6 евро/т.
С 1 апреля 2023 г. Укртранснафта нацеливалась на 2-кратный подъем ставки, до 27,2 евро/т, но не смогла согласовать такой рост с потребителями.
Сейчас, по данным Ъ, компания планирует 2-этапное повышение тарифа - на 25%, до 17 евро/т с 1 июня 2023 г. и на 23,5%, до 21 евро/т с 1 августа.