Об этом Росатом сообщил 24 апреля 2023 г.
Разрешения на ввод в эксплуатацию этапов 11, 13.1, 13.2, 15 терминала СПГ и СГК Утренний были получены от Минстроя РФ и Росморречфлота.
В период с июля 2020 г. по декабрь 2022 г. в рамках госконтракта:
- было осуществлено строительство южного и северного оградительных (ледозащитных) сооружений общей протяженностью свыше 4,4 км,
- созданы акватория и подходной канал терминала Утренний,
- завершено строительство объектов системы обеспечения безопасности мореплавания,
- построен пункт пропуска через госграницу РФ.
Работы были выполнены в полном объеме, несмотря на сжатые сроки строительства, сложные климатические условия и короткий период безледовой навигации.
Росатом является руководителем федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Строительство терминала Утренний в морском порту Сабетта осуществляется в рамках проекта.
Тезисы от замдиректора Дирекции Северного морского пути (СМП) Росатома М. Кулинко:
- один из важнейших целевых показателей федерального проекта - мощность морских портов в акватории СМП.
- строительство федеральной инфраструктуры обеспечит полный ввод в эксплуатацию объектов инвестора терминала Утренний в 1м полугодии 2023 г.
- кроме того, важнейший этап 2023 г. - приведение морского канала к техническим параметрам, позволяющим провести через Обскую губу и установить 1е из 3 оснований гравитационного типа (ОГТ) для завода СПГ и СГК.
- введение в эксплуатацию объектов федеральной собственности терминала Утренний - часть системной работы Дирекции СМП Росатома по созданию опережающими темпами портовой инфраструктуры, позволяющей обеспечить транспортировку грузов в соответствии с установленными целевыми показателями федерального проекта.
Строительство этапов терминала СПГ и СГК Утренний осуществлялось в рамках заключенного ФГУП Гидрографическое предприятие с МРТС госконтракта от 30 июня 2020 г. 111-03-20-Р.
Терминал Утренний
Терминал Утренний располагается на западном побережье п-ва Гыдан, на другом берегу Обской губы, напротив от порта Сабетта, расположенного на восточном берегу п-ва Ямал.Терминал имеет статус участка №2 морского порта Сабетта и строится в рамках проекта Арктик СПГ2.
Основные объекты терминала делятся на объекты инвестора (Арктик СПГ-2, дочка НОВАТЭКа) и объекты федеральной собственности.
Объекты федеральной собственности включают подводные гидротехнические сооружения, ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания.
Терминал СПГ и СГК Утренний включает в себя защищенную от внешних воздействий акваторию с причалами различного назначения, инженерную инфраструктуру, береговую часть с административными зданиями и сооружениями.
Терминал Утренний состоит из 2 частей:
- на универсальном причале, совмещенном с административной зоной, осуществляется прием наливных грузов и грузов, необходимых для организации строительно-монтажных работ по проекту Арктик СПГ-2 в целом. Причал обеспечивает круглогодичный прием судов,
- причальная набережная с искусственным земельным участком для размещения береговых объектов завода строится как объект двойного назначения. На 1м этапе проекта она служит причалом для приема строительных грузов, а в последующем рядом с ней устанавливаются технологические линии и организовывается их стыковка с береговыми объектами завода.
Арктик СПГ-2
Проект Арктик СПГ-2 НОВАТЭК реализует на базе Салмановского (Утреннего) месторождения на п-ве Гыдан.В составе проекта Арктик СПГ-2 строится завод для производства, хранения и отгрузки СПГ и СГК, состоящий из 3 технологических линий общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ и 1,6 млн т/год СГК.
Технологические линии будут иметь совокупный объем хранилищ СПГ 687 тыс. м3 и 225 тыс. м3 СГК.
Каждая технологическая линия состоит из:
- бетонного ОГТ, включая резервуары хранения СПГ и СГК, а также вспомогательных системы,
- модулей верхних строений для подготовки сырьевого газа и конденсата, производства СПГ и СГК, включая сооружения для отгрузки, специальные системы основного энергоснабжения и аварийной генерации.
ОГТ изготавливаются в двух сухих доках Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в с. Белокаменка (Мурманская область).
Параллельно с каждым ОГТ изготавливаются модули верхних строений на производственных площадках в Азии и России.
Несмотря на давление Запада НОВАТЭКу удается доставлять модули для Арктик СПГ-2 на ЦСКМС.
На ЦСКМС модули устанавливаются на ОГТ с помощью системы подъема и надвижки, затем модули соединяются между собой и с ОГТ.
Готовые технологические линии будут отбуксированы на п-в Гыдан, где они будут установлены на подготовленное морское основание в прибрежной зоне и подключены к береговым объектам.
На данный момент НОВАТЭК сохраняет планы по срокам ввода проекта Арктик СПГ-2.
1я линия мощностью 6,6 млн т/год будет запущена в конце 2023 г., а все 3 линии общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ будут работать в 2026 г.
В начале апреля 2023 г. ЦСКМС сообщил, что строительство 2й линии Арктик СПГ-2 завершено на более чем 80%.
Росатом и Гидрографическое предприятие
Росатом с 2018 г. определен инфраструктурным оператором СМП и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в арктических условиях.Корпорация является куратором 2 федеральных проектов «Развитие Северного морского пути» и «Северный морской путь - 2030», участвует в реализации плана развития СМП до 2035 г., а также инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. «Круглогодичный Северный морской путь», утвержденной распоряжением правительства РФ.
В контур дирекции СМП Росатома входят Атомфлот, ФГУП Гидрографическое предприятие и ФГБУ ГлавСевморпуть.
ФГУП Гидрографическое предприятие было передано из Минтранса РФ в ведение Росатома в 2019 г., в связи с наделением его в 2018 г. функцией инфраструктурного оператора СМП.
Предприятие осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов в акватории СМП, а также выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в границах акватории СМП.