USD 99.9971

0

EUR 105.7072

0

Brent 71.04

0

Природный газ 2.823

0

3 мин
...

КазМунайГаз начал отгрузку казахстанской нефти из турецкого порта Джейхан для своего НПЗ в Румынии

Первую партию нефти объемом 80 тыс. т с терминала Джейхан перевозит танкер Alatau типоразмера Aframax, принадлежащий Казмортрансфлоту, дочке КМГ.

КазМунайГаз начал отгрузку казахстанской нефти из турецкого порта Джейхан для своего НПЗ в Румынии

Источник: КазМунайГаз

Москва, 24 апр - ИА Neftegaz.RU. КазМунайГаз (КМГ) начал отгрузку казахстанской нефти из турецкого порта Джейхан в направлении Румынии.
Об этом КМГ сообщил 22 апреля 2023 г.

Первую партию нефти объемом 80 тыс. т с терминала Джейхан перевозит танкер Alatau типоразмера Aframax, принадлежащий Казмортрансфлоту, дочке КМГ.
Нефть будет доставлена в порт Констанца в Румынии, где будет принята для транспортировки на нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Petromidia (контролируется КМГ).

НПЗ Petromidia расположен в г. Нэводари в жудеце (районе) Констанца.
По результатам масштабной модернизации в 2008-2012 гг. мощность НПЗ выросла до 5 млн т/год, а индекс сложности Нельсона достиг 11,4.
НПЗ перерабатывает нефть с высоким содержанием серы, получая нефтепродукты класса Евро-5 (выход светлых нефтепродуктов - 85%).
В 2022 г. НПЗ Petromidia переработал около 5,26 млн т сырья и произвел 1,41 млн т бензина и почти 2,7 млн ​​т дизельного и авиационного топлива, из почти 4,1 млн т топлива 63% было направлено на внутренний рынок.
В логистическом плане НПЗ Petromidia является единственным румынским НПЗ на берегу Черного моря, что позволяет поставлять сырье через морской терминал Мидия (Midia Marine Terminal).
НПЗ Petromidia и еще один НПЗ в Румынии Vega входят в состав Rompetrol Rafinare, которая, в свою очередь, принадлежит KMG International (54,63% прямо и косвенно) и румынскому государству через Минэнерго страны (44,69%).

Глава КМГ М. Мирзагалиев посетил порт Джейхан и ознакомился с процессом отгрузки казахстанской нефти для НПЗ Petromidia.
Тезисы от М. Мирзагалиева:
  • это знаменательное событие для нефтегазовой отрасли Казахстана,
  • ведь неслучайно развитию новых маршрутов поставок казахстанской нефти президент К.-Ж. Токаев уделяет столь пристальное внимание,
  • в этом ключе отрадно, что наши договоренности с азербайджанской SOCAR перешли в плоскость практической реализации,
  • это говорит о хороших перспективах дальнейшего наращивания нашего сотрудничества.
М.Мирзагалиев также поблагодарил руководство компании Тенгизшевройл (ТШО) за успешно проведенную серию переговоров по условиям транспортировки по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД).
Напомним, что ТШО разрабатывает месторождения Тенгиз и Королев в Казахстане, участниками ТШО являются Chevron (50%) и ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc (25%), Казахстан через нацкомпанию КазМунайГаз (20%), а также LUKArco (5%).

КМГ и SOCAR в конце 2022 г. подписали 5-летнее соглашение о транзите нефти по маршруту Актау - Баку - Джейхан в объеме 1,5 млн т/год с возможностью увеличения до 5 млн т/год.
Маршрут предполагает:
  • отгрузку нефти с месторождений Тенгиз и Кашаган из порта Актау в Казахстане на танкеры типоразмера Caspian max,
  • доставку нефти по Каспийскому морю до Сангачальского терминала в Азербайджане в районе г. Баку,
  • прием нефти в МНП БТД и прокачку ее до порта Джейхан в Турции,
  • отгрузку казахстанской нефти из порта Джейхан для поставки на мировые рынки.
Отгрузки казахстанской нефти из порта Актау по этому маршруту начались в марте 2023 г.
В транспортировке задействованы казахстанский и азербайджанский флот на паритетной основе.
По состоянию на 20 апреля 2023 г. из порта Актау было отгружено 86 тыс. т нефти.

Таким образом КМГ реализует поручение президента Казахстана К.-Ж. Токаева по развитию маршрутов транспортировки нефти, альтернативных российским маршрутам.
В настоящее время экспортные поставки нефти Казахстана на 80% идут через Россию по 2 трубопроводным маршрутам:
  • по МНП Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до порта Новороссийск (объем прокачки в 2022 г. - 52,2 млн т),
  • по МНП Атырау - Самара и далее по системе МНП Транснефти в порт Усть-Луга (прокачка в 2022 г. - 8,4 млн т, сейчас эти объемы частично переходят в МНП Дружба для поставок нефти в Польшу и Германию).
С учетом простоев КТК в 2022 г. и опасения влияния санкций против России на свой экспорт, КМГ начал проработку альтернативных маршрутов, в первую очередь, использование МНП БТД.
В перспективе Казахстан рассчитывает на расширение доступа к мощностям МНП БТД, резерв которых оценивается в 20 млн т/год.
Однако увеличению поставок казахстанской нефти на экспорт по МНП БТД препятствует целый ряд факторов:
  • максимальная мощность порта Актау по отправке нефти составляет 5,2 млн т/год,
  • на Транскаспийском маршруте могут использоваться небольшие танкеры типоразмера Caspian max из-за мелководности Каспийского моря, для использования более крупных судов необходимы дноуглубительные работы,
  • танкеров Caspian max недостаточно - по договоренности между КМГ и SOCAR, не менее 50% казахстанской нефти по Транскаспийскому маршруту должно перевозиться танкерами Казмортрансфлота, а их всего 3 (в 2023 г. планируется ввод в эксплуатацию 2 новых танкеров, которые поставит эмиратская Abu Dhabi Ports Company),
  • в Азербайджане имеются ограничения по приему высокосернистой нефти в МНП БТД,
  • поставки по МНП БТД дороже, чем через КТК (до 100 долл. США/т против 38,4 долл.США/т), кроме того, в рамках долгосрочных контрактов казахстанских грузоотправителей с КТК действует правило «качай или плати»,
  • Chevron не намерена отказываться от прокачки нефти из Казахстана по КТК, акционером которой также является (у Chevron Caspian Pipeline Consortium Company 15% в КТК).

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram