Убытки оператора Клайпедского СПГ-терминала в 2022 г. снизились до 5,5 млн евро
В целом по транспортному сектору Литвы ударили жесткие антироссийские санкций ЕС, из-за чего фиксировалось падение объема железнодорожных, автомобильных и морских грузоперевозок.
Источник: Klaipedos Nafta
Об этом KN сообщила 27 февраля 2023 г.
По неаудированным данным, доходы Klaipedos nafta в 2022 г. составили 77,8 млн евро, увеличившись на 25,9% по сравнению с 2021 г.
Чистый убыток компания при этом заметно снизила - с 64 млн евро в 2021 г. до 5,5 млн евро в 2022 г.
Скорректированная чистая прибыль достигла 9,3 млн евро, тогда как в 2021 г. был зафиксирован скорректированный чистый убыток на уровне 47,2 млн евро.
Гендиректор KN Д. Шиленскис отметил, что за последнюю пару лет компании удалось добиться ощутимого прорыва в нефтяном секторе.
Сейчас KN отгружает нефтепродукты и нефтехимические продукты 14 наименований.
Также увеличились доходы от сдачи в аренду емкостей хранения.
После изменения геополитической ситуации Клайпеда стала важным пунктом для импорта нефтепродуктов в страны Балтии и в Центральную Европу, в т.ч. и на Украину, что отразилось на результатах деятельности KN.
Также KN отметила значительный рост спроса на услуги Клайпедского терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ) на фоне поиска странами Балтии альтернатив импорту природного газа из России.
С апреля 2022 г. СПГ-терминал работает практически на максимальной мощности.
В течение 2022 г. было регазифицировано рекордный объем природного газа (32 ТВтч или порядка 3,1 млрд м3), принято 54 танкера-газовоза.
Klaipedos nafta является оператором регазификационного терминала, созданного на базе плавучей регазификационной установки (FSRU) Независимость, и нескольких нефтяных терминалов в Клайпедском государственном морском порту.
Литовскому государству принадлежат 72,47% акций компании.
Еще 10,43% акций находятся во владении концерна Achemos grupe, являющегося владельцем крупнейшего в странах Балтии завода азотных удобрений Achemа.
На фоне высоких цен на газ на европейском рынке, Клайпедский СПГ-терминал в 2022 г. стал экономически эффективным.
В январе-сентябре 2022 г. Клайпедский СПГ-терминал обеспечил 77% регионального рынка природного газа.
Д. Шиленскис заявил, что Клайпеда стала настоящим центром обслуживания СПГ в регионе и основной альтернативой импорту российского трубопроводного газа.
Также удалось немного снизить нагрузку на потребителей за счет реализации механизма распределения долгосрочных мощностей.
Это в долгосрочной перспективе обеспечило внесение вклада каждым пользователем в содержание терминала, что позволило снизить затраты на содержание для потребителей газа в Литве.
Напомним, что СПГ-терминал в Клайпедском порту был введен в эксплуатацию в декабре 2014 г.
Пропускная мощность FSRU Независимость составляет 3,8 млрд м3/год газа, но к этому показателю удалось приблизиться лишь в 2022 г.
СПГ-терминал обошелся Литве в 101 млн евро, эксплуатационные расходы составляли еще около 56 млн евро/год.
Однако в октябре 2022 г. KN воспользовалась своим правом на приобретение Независимости у норвежской компании Höegh LNG, что позволило сократить арендные платежи.
Несмотря на сокращение расходов для потребителей, Achema, на которую в основном, ложились расходы на СПГ-терминал, облегчения не испытала.
В 2022 г. завод Achema несколько раз останавливал работу, в последний раз - в середине декабря 2022 г. из-за сильного подорожания природного газа.
Возобновить работу компания собиралась в феврале 2023 г., но отложила перезапуск, объяснив это тем, что потенциальные покупатели удобрений пока не проявляют активности и следят за ситуацией на рынке.
Между тем, потеря грузов Achema и завода по производству фосфорных удобрений Lifosa, которые были вынуждены приостановить работу из-за резкого роста цен на энергию и сырье, стали одним из факторов, которые привели к резкому падению грузооборота Клайпедского порта.
На деятельности Клайпедского порта также сказались санкции против Белоруссии, в частности, Литва потеряла транзит белорусских нефтепродуктов и удобрений.
Также у Литвы сильно ухудшились отношения с Китаем, в результате чего литовский бизнес испытывает трудности при экспорте своей продукции в КНР.
В целом по транспортному сектору Литвы ударили жесткие антироссийские санкций ЕС, из-за чего фиксировалось падение объема железнодорожных, автомобильных и морских грузоперевозок.