Об этом пишет Bloomberg.
- средняя дальность перевозки российской нефти из балтийских портов за 12 мес. с января 2022 г. выросла с 3 тыс. до 9 тыс. миль:
- раньше российскую нефть покупали европейцы,
- теперь главными покупателями стали Индия и Китай.
- до введения эмбарго почти 50% российского экспорта сырой нефти из западных портов перевозилась на судах, принадлежащих европейским фирмам;
- с учетом 3-кратного увеличения расстояний до потребителей танкеры с российской нефтью вынуждены больше времени проводить в море.
Поэтому танкеров нужно больше.
Время в пути:
В январе Россия отправила на экспорт 91 партию сырой нефти.
Чтобы поддерживать такой уровень экспорта, необходимо свыше 200 нефтеналивных танкеров, а у Совкомфлота их меньше 50:
- 10 танкеров типоразмера Suezmax;
- 32 танкера - Aframaxes.
Из-за нехватки танкеров для поддержания нынешнего уровня экспорта доля нефти, перевозимой европейскими судами, выросла более чем на 1/3.
Цифры будут постоянно обновляться.
Большинство танкеров российского и теневого флота сейчас возвращаются после выгрузки своих грузов в Индии, поэтому вполне вероятно, что их доля в российских перевозках снова вырастет в феврале.
Но после этого зависимость от европейских судов может снова возрасти.
В начале 2022 г. европейские покупатели забрали 89% нефти, отгружаемой из портов на западе России, Индия почти ничего не приобрела.
В начале 2023 г. положение изменилось на противоположное: 85% поставок направлялись в порты Индии и только 6% оставались в Средиземноморье.
5 декабря 2023 г. официально вступил в силу предел цен в размере 60 долл. США/барр. (263,09 ринггита), введенный странами Большой семерки, Австралией и 27 государствами ЕС на российскую нефть, транспортируемую морским транспортом.
Соглашение позволяет отгружать российскую нефть в третьи страны танкерами стран-членов G7 и Европейского союза, страховых компаний и кредитных организаций только в том случае, если груз закупается по цене или ниже лимита.
За несколько дней до вступления в силу нефтяного эмбарго ЕС стоимость доставки российской нефти резко выросла, поскольку все больше владельцев нефтеналивных танкеров отказывались от торговли.
Более того, ЕС ввел запрет европейским поставщикам морских услуг, нефтеналивных танкеров и страховых компаний на работу с российской нефтью при поставках покупателям из стран, не входящих в ЕС.
Источники в отрасли говорят о постоянном росте теневого танкерного флота, который может включать суда:
- использовавшиеся для транспортировки нефти из находящихся под санкциями США Ирана и Венесуэлы;
- возвращенные в эксплуатацию компаниями РФ законсервированные суда;
- переданные судовладельцами из ЕС операторам, не входящим в G7.
Ситуация подогревает дефицит нефтеналивных танкеров у ВМС США.
Американцы обеспокоены возможным противостоянием с Китаем в АТР.
Для обеспечения военных действий потребуется 100 нефтеналивных танкеров различных типоразмеров.
Есть только 10.
Минобороны США опечалено.